О нас

О журнале

Идея журнала появилась в 2000 году в неутомимой, богатой замыслами голове Виктора Меньшова и была с воодушевлением подхвачена Диной Крупской. Они и есть «папа» и «мама» Кукумбера. А его «добрым крестным» стал Евгений Александрович, издававший журнал «Наша школа». Он не испугался грандиозного нового замысла и в течение 12 лет безропотно и даже охотно терпел маленького, но жутко энергичного Кукумбера.

Имя Кукумбер – это «калька» с английского слова cucumber, что в переводе означает огурец. Но Кукумбер, конечно, не простой огурец, хотя внешне и похож. Так зовут главного героя одноименного стихотворения Пола Уэста. Предлагаем прочитать его полностью, и тогда вам станет понятен характер и персонажа, и журнала, а нам не придется говорить об этом прозой.

Кукумбер стал таким, каким он стал, во многом благодаря Ольге Борисовне Корф — директору Дома Детской Книги, который в 2003 году был закрыт, к ужасу всех его «обитателей». Раз в месяц она собирала под свое крыло детских писателей, угощала чаем, устраивала авторские вечера и чтение по кругу, встречи с читателями и библиотекарями. Позже эти встречи были перенесены в библиотеку Гайдара, по приглашению еще одного самозабвенного любителя детской литературы в лице ее авторов — Татьяны Валерьевны Рудишиной.

За горячую, щедрую и безотказную поддержку Кукумбер благодарит своих друзей: Ирину Петровну Токмакову, никогда не упускавшую возможность сказать про Кукумбера пару ласковых слов во всеуслышание; Льва Алексеевича Токмакова, который направлял к нам прекрасных художников и всегда держал за щекой нужное слово, выпуская его в нужный момент; Салтыкову Людмилу Дмитриевну — секретаря секции детской литературы при союзе писателей; Софью Леонидовну Прокофьеву, помогавшую всегда и во всем; отчаянного, неиссякаемого выдумщика и мудреца Георгия Александровича Балла и вдохновлявшую своей пылкостью Татьяну Павловну Урбанович; нежную и заботливую Нину Михайловну Демурову; Романа Семеновича Сефа, присылавшего молодые таланты из Литературного института, Самуила Ефимовича Миримского (он живет на страницах Кукумбера под псевдонимом С. Полетаев), подарившего Кукумберу многих несправедливо забытых писателей; безотказнейшего исполнителя самых безумных кукумберовских просьб, собирателя малоизвестных гениев Михаила Давидовича Яснова, а также принявших живое участие в поиске авторов Алексея Дмитриевича Глебова, Сергея Георгиева, Марину Москвину и Марину Бородицкую, фотографа Андрея Виденкина и Юлю Говорову

Всем, кто питал нашего Огурчика своей живительной добротой и открытостью, мы говорим: БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

Это писалось в 2005 году. Многие из этих прекрасных людей покинули наш мир, но продолжают быть с нами, пока мы можем их читать и рассматривать их иллюстрации, восхищаться, благодарить и думать о них.

Дина Крупская

О главных художниках журнала

Детский журнал не может быть без картинок. Если они хорошие, значит и журнал будет хорошим. Вот почему так важен в журнале главный художник.

Кукумберу повезло; у него были талантливые и добрые главные художники.

Почему-то все они были женщинами. Наверное, не случайно. И уж наверняка, это сыграло важнейшую роль в формировании характера журнала — детского, материнского, семейного, любимого, глубокого, доброго… Женское начало чудеса творит, как известно.

Первым главным художником «Кукумбера» была Маша Бржезинская. Она дала журналу хороший, правильный старт. Она же и привела в журнал других хороших художников, например, Яну Хореву, которая стала вторым главным художником с пятого номера «Кукумбера» (2001 год).

И уже в шестом номере на обложке засиял бывший кактус, а теперь — огурец, который Яна изначально придумала именно в виде кактуса.

Яна говорит, что самый любимый ее журнал в детстве был «Юный натуралист». Яна очень любит животных, у нее их живет великое множество. Может быть, поэтому ей так здорово удаются ласковые, уютные зверики, у которых совсем человечьи лица и характеры. Меховые человечки.

Да и любимый художник ее — Евгений Иванович Чарушин, великий мастер изображения животных и природы.

Яна пригласила в журнал Евгения Монина, Виктора Чижикова и других «мушкетеров». Кукумбер познакомился с мастерами высочайшей пробы!

После Яны пришла Аня Полякова (Куракина), с отличием окончившая графический факультет «Полиграфа». И пробыла у руля дольше всех (с 2003 по 2009). Созвала целую плеяду талантливейших молодых художников. Кукумбер стал знаменитым, всеми уважаемым журналом. Аня очень жизнерадостный, полнокровный художник, у нее великолепный, яркий колорит и щедрая фантазия. Кукумбер купался в лучах славы.

С 91 номера Аню сменила Настя Петрова (Келдыш, Акулина Кумбер). Она как художник внесла новую нотку в оформление, добавив что-то своё, характерное. Она сменила логотип, введя на обложку изображение палитры.

К сожалению, именно тогда сгущавшиеся над журналом облака превратились в грозную тучу — не только для него, но и для всей доброй, честной детской литературы.

Все на свете требует денег. И печатный детский полноцветный журнал без рекламы — не исключение.

Последним героическим главным художником журнала в конечные два года его жизни стала Саша Парушина — человек широкой души и таланта, журналист, художник, педагог, психолог, депутат и волонтер. Она все сделала, что можно, чтобы сохранить наш журнал, но увы, есть вещи, которые нельзя преодолеть.

Все равно — спасибо ей. Спасибо всем нашим чудесным главным художникам!

Мы помним их. И дети будут помнить, а это главное.

Юрий Курнешов, ген. директор издательского центра «Москвоведение»

О сайте