Когда первые сказки Софьи Прокофьевой, написанные в начале 50-х годов, прочитал Лев Кассиль, он назвал ее «настоящей сказочницей». Более полувека писательница остается верной любимому жанру, увлекая читателей в мир волшебных превращений и невероятных чудес. Сама она погрузилась в этот мир, когда у нее родился сын. Для него создавались сказочные истории, в которых говорилось о самом важном: о добре, правде, справедливости и милосердии.

Софья Леонидовна Прокофьева родилась в 1928 году в Москве. Окончив художественный институт им. Сурикова, работала художником-иллюстратором. Первая ее сказка – «Ученик волшебника» – вышла в 1957 году. С тех пор появилось несколько десятков книг, ставших популярными, получивших читательское признание не только в нашей стране, но и за рубежом – сказки Прокофьевой переведены более чем на двадцать языков.

В 2005 году писательница была выдвинута Национальной секцией России в IBBY на Золотую медаль им. Андерсена. Достаточно вспомнить названия самых известных сказок Прокофьевой, чтобы убедиться, что они знакомы всем, взрослым и детям. «Остров Капитанов», «Лоскутик и Облако», «Пока бьют часы», «Приключения желтого чемоданчика», «На старом чердаке», «Астрель и Хранитель Леса», «Девочка по имени Глазастик», «Веснушка – великий сыщик», длинная, из двенадцати книг, серия про Белоснежку: «Ожерелье для Белоснежки», «Белоснежка и маленький эльф», «Белоснежка в заколдованном замке», «Белоснежка и Живая вода», «Белоснежка и золотое колечко», «Белоснежка и принц», «Белоснежка и привидение» и т.д. – старые и новые книги Прокофьевой регулярно переиздаются, завоевывая сердца очередных поколений читателей.

Герой ее первой книги, мальчик-волшебник Алеша, дал потрясающе точное определение сказки, которую обязательно полюбят дети: «сказка интересная, добрая и с хорошим концом». Таковы все произведения Прокофьевой, не важно, происходит их действие в выдуманной сказочной стране или в узнаваемой советской реальности, встречаемся ли мы с персонажами, словно переселенными из древних легенд и мифов или с обычными ребятишками, нашими современниками. Прокофьева знает секрет успеха, знает, каким ключиком открыть детские сердца.

Свои сказки она называет духовными. Имеется в виду то, что пришло из раннего детства, когда мама прочитала ей «сказку сказок» – «Аленький цветочек» Аксакова, которая пленила девочку «таким дивным языком, который не может не поразить своей красотой и очарованием», а главное, о чем гораздо позже задумалась писательница, – «гуманным и трогательным сюжетом». Среди авторов, любимых с детских лет, Прокофьева называет также Ершова, Андерсена и Шекспира. Влияние Андерсена на стилистику и нравственное содержание творчества Прокофьевой можно считать прямым: она также воспевает стойкость и силу духа, показывая, как любовь, верность долгу и вера помогает героям преодолеть ниспосланные им испытания. В каждой сказке Прокофьевой поставлена определенная духовная задача, и разрешение ее приближает читателей к пониманию основных законов бытия. Ведь битва добра и зла, истины и лжи, жестокости и милосердия не имеет конца, и важно определиться, на какой ты стороне. Именно поэтому сказки Прокофьевой, продолжающие славные традиции ведущих мастеров детской литературы, являются остросовременными.

И еще об одной замечательной работе Софьи Прокофьевой необходимо напомнить – о книге «Мифы, сказки, предания немецких земель». Она, безусловно, будет интересна тем читателям, которые стремятся как можно глубже узнать историю литературы, прикоснуться к пленительному аромату первоисточника.

Ольга Корф