В середине 90-х детская литература замерла в ожидании новых имен. Всегда хочется знать, кто там, за горизонтом. Но большого притока свежих сил не предвиделось. Однажды на Лектории для библиотекарей Андрея Усачева, тогда – редактора журнала “Веселые картинки”, попросили назвать новых авторов. Он призадумался и уверенно вспомнил одно имя: “Вот есть талантливый Игорь Жуков…”. Время шло, и талантливый многообещающий Жуков стал одним из ведущих современных писателей.
Игорь Аркадьевич Жуков родился в 1964 году в городе Коврове Владимирской области, в семье инженеров. После окончания средней школы работал токарем на заводе. В 1982 году поступил на филологический факультет Ивановского университета. Проучившись два курса, отправился в армию. Это был, наверное, один из важнейших периодов его жизни, о чем Жуков написал в автобиографии: “В армии я начал систематически сочинять стихи, чего до этого за мной не наблюдалось. Произошло это, наверное, от желания уйти в более подходящий для меня мир, а также для того, чтобы впитать в бумагу разъедающую изнутри ненависть к тому, что было вокруг. Бумага, действительно, впитывает ненависть”.
Отслужив, вернулся в университет и защитил диплом на тему “Романтические традиции в современной поэзии”. Затем работал ассистентом на кафедре литературы в пединституте г. Шуи Ивановской области: преподавал детскую и зарубежную литературу, а также введение в литературоведение.
С 1990 года сочиняет стихи и сказки. А на жизнь зарабатывал традиционным для русских литераторов способом: был он и дворником, и сторожем, и уличным торговцем, и корреспондентом местных газет, да мало ли кем еще. Все это время Жуков печатался в журналах: “Юность”, “Уральская Новь”, “Вопросы литературы”, “Мурзилка”, “Веселые картинки”, “Колобок и Два жирафа”, “Тошка”, “Жили-были”, “Кукумбер” и др. В течение многих лет Игорь Жуков вел детские рубрики в ивановских газетах и редактировал детский журнал “Жираф”. Взрослый поэт Игорь Жуков участвовал в двух Московских международных фестивалях. Детский писатель Игорь Жуков дважды был лауреатом областной премии в номинации “детская литература” и обладателем городской премии “Триумф” в той же номинации.
Мне кажется, сам он считает детскую литературу “полем большего размера”: после первой книги стихов – “Преимущества маленьких” (1992) появились детские сборники – “Носогор”, “Чемоданный бегемот”, “Что за шутки?”, “Недоросший Дед Мороз”, в которых игры со словом и смыслом – не самоцель, а оригинальный способ воздействия на детей. И, как бы не открещивался автор от столь крамольной мысли, – способ реализации своих нравственных и педагогических принципов. Один их них – самый общий – утверждающий единение детей и взрослых благодаря поэтической фантазии, замечательно раскрывается в стихотворении “Игра в бабочку”:
Маленькая девочка
По полю порхала,
Маленькая девочка
В бабочку играла.
Старенькая бабушка
По полю порхала,
Старенькая бабушка
В бабочку играла.
Вот над полем бабочка
Повстречалась с бабочкой,
И порхают парочкой
С бантиком и палочкой.
С этим стихотворением перекликается название книги сказок “Летите, бабушка, летите!”, изданной в серии “Сказки нашего двора” в издательстве “Дрофа”. Жуков – отличный игрок на литературном поле. В детективных историях, которые он сочиняет, невероятно увлекательные сюжеты, они (истории) остроумны и восхищают свежими выдумками. В книге “Похитители старичков и старушек” ведутся два параллельных расследования: собственно детективное, в котором ищут преступника, и второе – вроде бы несерьезное и чисто литературное, связанное с разгадыванием провидческих стихов поэта Кукарямбы. Стихи, увиденные поэтом во сне, поначалу кажутся полной чушью, потом же оказывается, что каждое слово в них – чистая правда. Так что дедуктивный метод, улики и все такое прочее – это хорошо, но творческая фантазия, интуиция и умение читать знаки судьбы (что присуще поэтам) – тоже немаловажно. Сказки Жукова содержат массу ссылок на другие литературные произведения, но не становятся от этого менее оригинальными. Каждая из них могла бы стать отличным художественным фильмом для детей, потому что характеры героев очень отчетливы, сами истории чрезвычайно умело запутаны, а развязка наступает, как в сказке, – непостижимо чудесным образом. Новый жанр изобрел Игорь Жуков: сказка-детектив, но “сказка” все-таки на первом месте, потому что наиглавнейшее в его книгах чудо – это чудо доброты, дружбы и фантазии. Осталось назвать еще две сказки-детектива, которые, как мне кажется, через некоторое время станут очень популярными у читателей: “Марка сказочника” и “Библиотека царя Бабуина III, или Приключения в Бронсонии”.
Ольга Корф