Не знаю как кому, а лично мне в школьном лагере очень даже нравится. Я записываюсь в него третий год подряд. И пускай тут приходится слушаться вреднющих девчонок-вожатых, которые сами всего-навсего перешли в седьмой класс, и спать днём, как в каких-то там яслях, зато нас водят в кино, бассейн, а то и просто на речку купаться. Кроме этого, каждый день ребята приносят из дома здоровские игрушки и книжки. Игрушками мы иногда обмениваемся, а книжки нам читают вожатые на сончасе.
Питаемся мы, между прочим, строго по режиму, а не мороженым всухомятку, как наши вольные товарищи. Да и с вольными товарищами играем каждый вечер, потому что полпятого всех отпускают домой. Сытых и воспитанных. Так что первый месяц летних каникул родители могут трудиться спокойно и не волноваться из-за того, что дети испортят себе желудок или разнесут весь дом на кирпичики.
День в лагере начинается с девяти утра, когда все строятся на зарядку. Само собой не сами, а под надзором вожатых. Кто же по своему желанию возьмется делать какие-то дурацкие приседания и наклоны ни свет ни заря? Поэтому я стараюсь приходить с опозданием, чтобы пережидать зарядку за углом школы с другими находчивыми товарищами и потом незаметно присоединиться к своему отряду. У некоторых этот фокус получается мастерски. Если девчонки, конечно, не нажалуются. Ну а нажалуются – тоже не беда: лучше получить нагоняй от вожатой, чем делать зарядку.
Однажды, сразу после утреннего нагоняя, старшие отряды вместо экскурсии повели внутрь школы. Я даже забеспокоился, что нас там заставят мыть полы или ещё хуже – спать, но всё закончилось вполне благополучно. Там, на втором этаже, прямо посреди коридора на стуле сидел пожилой дяденька в очках. Возле него стояли два больших чёрных чемодана.
– Это Иван Николаевич, – сказала вожатая Ира, – он расскажет вам о народных музыкальных инструментах.
– Здравствуйте, – Иван Николаевич поправил очки и принялся расстегивать свои чемоданы. – Я не только расскажу, но и покажу.
От любопытства мы перестали галдеть и вытянули шеи, чтобы получше видеть. Иван Николаевич открыл первый чемодан и достал из него обыкновенную настоящую гармошку. Оказалось, что на самом деле она называется баян. Иван Николаевич взял баян в руки и громко заиграл веселую мелодию. Играл он хорошо. Мне очень понравилось, но удивляться было нечему: гармошка как гармошка, хоть и баян. Я видел такие сто раз. Мой друг Гоша ходил в музыкальную школу, где его учили играть на аккордеоне, а аккордеон – тот же баян, только вместо кнопочек у него клавиши, как на пианино.
Вот если бы кто-нибудь сыграл на гитаре, то тогда другое дело. Гитару я видел всего однажды. Она лежит на шкафу дома у Гоши. Его папа не разрешает трогать гитару без спроса, поэтому мы подержали её всего пять минут и положили обратно.
Наигравшись, Иван Николаевич отставил баян в сторону и открыл второй чемодан. Все снова притихли. Во втором чемодане лежали деревянные ложки, трещотки и всякие бубенчики. Иван Николаевич сказал, что всё это – шумовые инструменты и начал показывать нам, как нужно на них стучать, трещать и звенеть. В общем-то, мог и не показывать. Шуметь мы и сами умеем неплохо.
– Кто хочет попробовать? – спросил Иван Николаевич.
Почти все ребята подняли руки, а я не стал. Подумаешь – ложки! Разве это музыка? Ерундистика. Вот если бы разрешили поиграть на пианино, то тогда совсем другое дело. Пианино стоит в кабинете музыки, и учительница музыки, Эльмира Робертовна, строго-настрого запрещает его трогать. Она говорит, что мы можем расстроить инструмент. Что это такое, я не знал, но на всякий случай обходил пианино стороной.
Когда все желающие подержали ложки-вилки в руках и вернулись на свои места, Иван Николаевич снова раскрыл второй чемодан. Оказалось, что там остался ещё один инструмент.
– Это – духовая коробочка, – сказал Иван Николаевич, вынимая прямоугольную деревянную штуку.
Она действительно напоминала коробочку, только без крышки. Одна боковая стенка коробочки была из тонкой дощечки, а остальные стенки и дно – из незнакомого толстого дерева.
– Её выстругали из настоящего бука, – продолжал Иван Николаевич, – а потом приклеили тонкую стенку из другого дерева, и получился такой вот музыкальный инструмент.
Он взял в руки палочку с деревянным шариком на конце и осторожно ударил по тонкой стенке коробочки. Коробочка звонко цокнула, словно лошадиное копыто о булыжную мостовую. Иван Николаевич ударил ещё и ещё раз – подковы невидимого скакуна застучали по гулкому школьному коридору. Цок! Цок! Цок!
Ух, ты! Ни фига себе! Я смотрел на коробочку как заворожённый. Вот так коробочка! Это вам не ложки с баяном и даже не гитара с пианино. Это просто мечта, а не инструмент! Мне показалось, что я готов отдать всё на свете, чтобы хоть разок поиграть на ней.
– Духовая коробочка будет главным инструментом в оркестре нашего лагеря, – закончил свой рассказ Иван Николаевич,. – Скоро вы его услышите. А сейчас я попрошу остаться ребят, которые учатся в музыкальных школах. Остальным – спасибо за внимание.
Вот так дела! От удивления я чуть не присвистнул. В нашем лагере будет оркестр народных инструментов! Значит, духовую коробочку доверят кому-то из нас? Этим человеком непременно должен быть я, – решил я и направился к Ивану Николаевичу.
– А ты куда собрался? – окликнула меня вожатая Ира. – Остаются те, кто учится в музыкальной школе. Неужели не понятно? Пошли на улицу!
И тут мне стало очень-преочень грустно. Так грустно, что грустней не бывает. Ведь я не учился в музыкальной школе. Причём по своему собственному желанию. Потому что считал музыкальную школу издевательством над учащимся человеком. Что это, скажите, за жизнь, когда у тебя появляется второй дневник, в который можно влепить двойку или замечание по поведению? Тут один-то порой не знаешь куда спрятать. А домашние задания? На обычные школьные времени не хватает, а ещё и музыкальные учить надо! Мой друг Гоша ходил в «музыкалку», и я частенько помогал ему прогуливать уроки по какому-то «сольфеджио», которое Гоша ненавидел. Так что, посмотрев на его муки, я навсегда потерял желание учиться в музыкальной школе. И теперь она мне отомстила.
Учителя разных отрядов наперебой отдавали Ивану Николаевичу своих музыкальных учеников. В основном это были девчонки. Но и мальчишки изредка попадались. Самого большого из них к Ивану Николаевичу подвела незнакомая мне женщина.
– Это Серёжа, про которого я вам рассказывала, – сказала она, – Очень одарённый мальчик.
– Очень хорошо, – улыбнулся Иван Николаевич. – Ты-то мне и нужен. Подожди здесь.
Серёжа отошёл в сторонку и стал ждать. Я сел на подоконник и тоже стал ждать. Должен же я был узнать, кому достанется моя духовая коробочка.
Скоро в коридоре остались только музыкальные дети и Иван Николаевич. Ну и я на окошке. Иван Николаевич убрал духовую коробочку обратно в чемодан, раздал всем кроме Серёжи шумовые инструменты и объяснил, как на них играть. Потом взял в руки баян, пробежался пальцами по кнопочкам и кивнул ребятам, чтобы начинали. Все послушно застучали ложками и затрещали трещотками под мелодию Ивана Николаевича. Получилась настоящая музыка. Кто бы мог подумать, что простыми бубенчиками можно так здорово звенеть разные песни?
– Молодцы! – обрадовался Иван Николаевич. – Еще пара репетиций, и можно будет давать концерты. Завтра мы снова порепетируем, а пока, бегите на отдых.
Он повернулся к Серёже:
– Ну а нам, надо ещё поработать.
И протянул ему духовую коробочку.
– Тебе достался самый важный и ответственный инструмент, – сказал Иван Николаевич. – Коробочкой отбивают ритм. На неё равняется весь оркестр, и играющему на коробочке никак нельзя ошибаться. Но я думаю, ты справишься. На, попробуй….
Серёжа осторожно взял в руки палочку и тихонько тюкнул по коробочке. Мне почему-то вдруг стало так жалко себя, что хоть плачь! Я отвернулся к окну и принялся разглядывать скачущую по школьному двору малышню. Одарённый мальчик, посмотрите-ка на него! И что они все нашли в своём Серёже? Я бы легко мог накостылять ему одной левой безо всякого сольфеджио! Музыкальная школа! Ой, напугали!
Серёжа тем временем совсем освоился в стучании, и Иван Николаевич снова взялся за свой баян. Тара-рира-рам тара-рим-пам-пам…. Но на этот раз музыки не получилось. Коробочка и баян играли совершенно вразнобой. Иван Николаевич остановился:
– Серёж, ты должен попадать в сильную долю. Слышишь – там-дам-дам-дам? Начали!
Тара-рира-рам тара-рим-пам-пам…. Серёжа снова стучал неправильно. Я не знал что такое «сильная доля», но внутренне чувствовал, когда нужно ударять по коробочке, чтобы попадать в ритм мелодии. А Серёжка, хоть и обучался в «музыкалке», этого не чувствовал. Или просто волновался. Только чего тут волноваться? Бей в такт музыке, и все дела!
– Серёжа, – Иван Николаевич нахмурился, – соберись. Это же совсем не трудно. Просто отстукивай сильную долю. Давай ещё раз – и!
Тара-ри… Цок! – тюкнул по коробочке Серёжа. Иван Николаевич бросил играть:
– Ну, это же не сильная доля! Серёжа, неужели ты не слышишь?
«Я слышу!» – чуть не крикнул я, но, вспомнив про музыкальную школу, промолчал и снова уставился в окно.
– Мальчик! – громко позвал Иван Николаевич.
Я повернулся и посмотрел на него.
– Да, ты. Хочешь попробовать?
Я просто не поверил своим ушам. Мне дадут поиграть на духовой коробочке? От неожиданности я потерял дар речи и вместо того, чтобы громко ответить: «Да!», молча кивнул в ответ.
– Иди сюда, – Иван Николаевич взял у Серёжи коробочку и протянул мне.
Когда я уселся напротив Ивана Николаевича, то сразу понял, почему так волновался Серёжа. У меня даже коленки затряслись. Но желание играть на духовой коробочке оказалось сильнее всяких страхов, и с первого же удара я попал в такт музыке. Цок! Цок! Цок! Я был просто счастлив. Все волнения сразу улетучились. Мы играли одну мелодию, вторую, третью, и в каждой моя коробочка задавала правильный ритм.
– Молодец, – сказал Иван Николаевич, остановившись. – Учишься в музыкальной школе?
– Нет, – ответил я, похолодев от страха.
Опять эта музыкальная школа! И чего они все к ней привязались? Всё так хорошо складывалось, а теперь из-за неё у меня отберут коробочку. Проклятое сольфеджио! Чтоб его…
Иван Николаевич подумал секунду и улыбнулся:
– Да в общем-то, неважно. Хочешь играть в нашем оркестре?
Я снова молча кивнул в ответ.
– Тогда после зарядки жду на репетиции. Не опаздывай!
В давние, а точнее стародавние времена, когда по земле ползали Злые Драконы, и Доблестные Рыцари сражались на турнирах за честь своих Прекрасных Дам, жил да был Мудрый Король.
Король много лет мудро правил своей страной совершенно без выходных. Такая уж у него работа была – страной править. Даже в Новый год. Однако славился Король не только своей мудростью, но и длинной белой бородой, которую очень любил. Любила ли его борода, не знает никто. Кроме, разумеется, самой бороды.
Борода часто выручала Короля. Например, в длительных зимних походах она служила ему шарфом. А когда Король ел на завтрак шоколадные пирожные, он вытирал об неё свои руки. (Не будет же Король ходить с грязными руками!) Даже когда Король сердился на что-то, он недовольно бормотал себе (опять же) в бороду. В общем, борода была правой рукой Короля.
Однажды бороде приснился удивительный сон…. Впрочем, стоп: чего это мы всё про бороду, да про бороду? Сказка-то о Короле!
Однажды утром, когда Король уже сделал утреннюю гимнастику, он взял большую Королевскую Расчёску и начал расчесывать бо.…Нет, он просто включил телевизор. По телевизору шла очень интересная программа – «Укокошь Дракона!»: три доблестных рыцаря бились с ужасным Драконом по очереди, а специально приглашённые из заморских и загорских стран гости выбирали победителя.
Дракон в этот раз попался «на славу»: упитанный и зловещий. Первый Рыцарь тоже был «не промах»: одним взмахом своего обоюдоострого меча он срубил сразу три головы чудища. Второй Рыцарь срубил сразу четыре головы. На этом головы Дракона закончились, и третьему Рыцарю ничего не оставалось, как отрубить драконий хвост. После этого Дракон понял, что сопротивление бесполезно, и околел. Единодушным решением победу отдали (конечно же) третьему Рыцарю. Игра ведь называлась «Укокошь Дракона!» А он именно это и сделал. Так вот, узнав результат игры, победитель поднял забрало и зычно провозгласил:
– Кто из королей первым приедет ко мне и предложит руку и сердце своей дочери, к тому я и поеду жить!
– Ух ты! Заиметь в зятья такого богатыря! – воскликнул Король. – Еду!
И тут же собрался ехать. Он выключил телевизор, зашторил окна, сложил книжки в аккуратную стопочку на столе, написал записку слугам, чтобы не беспокоились, надел свой любимый плащ с Микки Маусом на груди, дописал в записке, чтобы к ужину сварили смородиновый кисель, и побежал на Королевскую конюшню.
В конюшне было сильно накурено. В те давние, а точнее стародавние времена лошади не знали о том, что одна капля никотина может убить любую из них, и беспечно курили. Заблудившись в сизом дыму, Король, кашляя, оседлал вместо коня старую метлу и поскакал в рыцарскую долину.
Вы скажете, что на метле скакать нельзя? Не знаем, как сейчас, а тогда – попробуй-ка ослушаться Короля – враз останешься без головы! Так что как только Король сел на метлу и крикнул: «Но!», она и поскакала. Вы скажете, что метле незачем было бояться, так как у неё нет головы, и отрубать ей было решительно нечего? А как бы она могла до этого додуматься, если у неё не было головы?
Долго ли коротко скакал Король, пока не встретились ему… Впрочем, это не очень интересно. Посмотрим лучше, что творилось в замке после королевского отъезда…
Главный Слуга вошёл в тронный зал и, не найдя Короля, решил, что тот играет с ним в прятки.
– Кто не спрятался, я не виноват! – сказал Слуга и принялся искать.
Сначала он заглянул за портьеру, потом под тумбочку с письменными принадлежностями, потом опять за портьеру, потом под тумбочку и вдруг увидел, что из Большого Королевского Шкафа торчит кончик белой бороды….
В это время Король вытер окровавленный меч о траву и со словами: «Будете знать!» поскакал дальше…
Так вот, Слуга увидел кончик белой бороды, торчащий из шкафа. Он радостно распахнул дверцы и… никого не увидел. Дело в том, что у Короля была запасная борода. На случай, если настоящая борода будет в стирке, а в стране начнется Большой Парад. Запасная Борода всегда висела в Большом Королевском Шкафу…
А в это самое время Король вытер окровавленный меч о траву и со словами: «Не стоит благодарности – на моем месте так поступил бы каждый!» поскакал дальше…
Слуга очень устал и присел за Королевский Стол, чтобы поиграть с самим собой в Королевские Шашки. Тут он увидел Королевскую Записку и, прочитав её, побежал отдать приказ о приготовлении смородинового киселя.
Повар внимательно выслушал Главного Слугу и начал готовиться к приготовлению киселя. Он налил Большой котел воды, набрал Большой дуршлаг смородины, приготовил Большой совок сахара… Знаете, о том, как варить кисель, лучше спросите у мамы. Она знает это не хуже Королевского Повара. Вернёмся лучше к нашему Королю.
Благополучно перебравшись через Волшебное Озеро, Король наконец-то очутился в Рыцарской долине. Но тут его поджидало ужасное огорчение: не менее мудрый Король из соседнего королевства, который славился своими бородавками, уже увёз Рыцаря-победителя в свой замок, где вовсю шли приготовления к свадьбе.
Мудрый Король горько вздохнул в свою настоящую белую бороду и, оседлав чужого коня, поехал назад. Король совсем не собирался присваивать чужое животное, просто ему было так грустно, что он этого даже и не заметил. Король печально ехал и думал о том, как здорово было бы, если бы он приехал первым. От таких мыслей голова Короля опускалась всё ниже и ниже, пока белая борода не коснулась земли. Разумеется чужой конь нечаянно наступил на королевскую бороду, и Король, не успев сообразить, что происходит, брякнулся на землю. БРЯК! Он стукнулся лбом о придорожный камень и громко закричал:
– Как же я мог забыть! У меня же совсем нет дочери! Кого бы я отдал замуж Рыцарю? Значит, я не проиграл! Ура!
Вот как бывает порой с забывчивыми людьми! Радостные мысли быстро вытолкали все печальные мысли из головы Короля, и он побежал домой вприпрыжку. Ведь во дворце его ждал свежий Королевский смородиновый кисель!
А конь пошёл в табачную лавку за сигаретами.