О Викторе Зайце сведения скупые: родился в 1964 году в Чернигове, с детства мечтал стал художником, во втором классе изменил своей мечте — твердо решил, что будет артистом. Так и жил с этим намерением до 21 года, пока действительно им не стал. Потом он стал писателем — видимо, жизнь заставила: такие темы, сюжеты и характеры ему подбрасывала, что не взяться за перо было невозможно. Скромный, тихий, можно даже сказать — незаметный, Виктор Заяц не раз читал при мне свои произведения, и каждый раз они производили впечатление разорвавшейся бомбы. Такого густого, натурального, психологически тонкого реализма давно не приходилось встречать! В «Кукумбере» его рассказы опубликованы в большом количестве, так что каждый может сам составить о них представление, но несколько общих слов все же хочется сказать.
Есть у писателя рассказ «Птица-дедушка», в котором герои собираются навестить дедушкину могилу. Накануне от приехавшей из деревни Маруси мальчик узнает, что у каждого человека есть душа:
«- Человек умер, — говорила Маруся, а его душа, как птица, летает по белу свету.
— А дедушка летает?
— Конечно.
Весь следующий день я пытался разглядеть, как, широко размахивая руками, по небу летает дедушка. Но в небе кружилась только стая голубей, и я предположил, что, наверное, дедушка прилетел и сидит себе где-нибудь на веточке вместе с воробьями, но и на нашей березе дедушки не оказалось».
А утром, когда герой остался один, он забежал в кусты по малой нужде и «…в тишине двора вдруг услышал: «Не стыдно тебе? Зачем озорничаешь?». Вокруг никого не было, кроме большой птицы — «…она была зеленовато-желтого цвета, очень крепкая и гладкая», — и смотрела мальчику прямо в глаза…
Это психологически сложный рассказ о глубоком детском впечатлении, почти потрясении, которое повлияло на всю дальнейшую жизнь. Дело не в первом прикосновении к религиозному чувству, хотя и в нем тоже, не в крестике, не в серафимах, не в Саваофе, не в рассказе о душе… стоп! Как раз в душе дело, в том, что впервые ребенок почувствовал, что и у него есть душа.
Так же обнаруживают в себе бессмертную душу грубые работяги из рассказа «Монтажница», пригревшие в слесарном цехе множество кошек и особенно полюбивших «белую кошечку с салатовыми глазами», по прозвищу Маша-монтажница. Как радуются эти тоскующие после новогоднего похмелья мужики тому, что Монтажница неизвестно как вернулась из совхоза, куда ее накануне отвезли по приказу начальства! Один из них сажает кошку под елку: «Сиди. Будешь снегурочка».
Виктор Заяц — наследник традиций психологической прозы, пришедшей в детскую литературу в конце 50-х годов прошлого века (вспоминаются славные имена Н.Дубова, В.Астафьева, Р.Погодина, В.Железникова), когда дети перестали выступать только как объект воспитания, а стали субъектом. Тогда между поколениями отцов и детей образовался тот же разрыв, который мы наблюдаем и сейчас: отцы, воспитанные под прессом сталинизма, стали внимательно приглядываться к детям «оттепели», замечая в них ростки внутренней свободы. С этим «разглядыванием» внутренней жизни ребенка, порою представляющей собой сплав примитивности и какой-то высшей мудрости, связан и своеобразный юмор Зайца. В его рассказах о Витьке Зайцеве и Кольке Пузакове юмор основан на классическом противоречии между замыслом и результатом: в рассказе «Мумия» говорится о том, как мальчишки хотели подарить мумию кошки учительнице биологии, но только до полусмерти напугали учительницу по географии. Глупость детская превращается в жизненный урок, потому что друзей посещает глубокое переживание: «Всю ночь ребята мучились. И думали, что теперь их посадят в тюрьму. А на следующий день увидели, что учительница по географии ходит по школе живая. Они от этого сильно обрадовались. Колька так радовался, что на последнем уроке получил двойку по поведению. А после уроков, на всякий случай, стали искать мумию под окнами школы. Но не нашли и решили, что учительница географии подарила ее учительнице биологии».
Виктор Заяц — писатель, стоящий в нынешней детской литературе особняком. Каждое его произведение становится для меня открытием, а для читателей, надеюсь, станет настоящим потрясением, после которого захочется думать о себе, о других, вообще о жизни, и душа потянется навстречу добру.
Ольга Корф