Вспоминая Татьяну Александрову, нельзя не вспомнить её мужа, знаменитого поэта Валентина Берестова. Два человека, которые создавали сказочную атмосферу вокруг себя, шли по жизни рука об руку. Воспоминания Берестова о Татьяне Александровой (она была его второй женой) называются «Лучшая из женщин». Татьяна Александрова была не только художницей, но и сказочницей. Берестов был поэтом, писателем, ученым, исследователем-археологом; историком, пушкинистом, открывшим два стихотворения Пушкина, которые до этого считались народными песнями. Это был человек необычайной эрудиции и очень разносторонних глубоких знаний. И Татьяна Ивановна была человеком незаурядным. Она излучала свет. Даже когда весной в лесу она, сидя на пне, рисовала подснежник, он выходил живым. Когда она за мгновение рисовала ребенка, он представал таким же непоседливым и на бумаге. Валентин Дмитриевич оказал большое влияние на художницу. Она делала рисунки к его книгам, а он иногда писал стихи, включенные в её сказки или предисловия к ним. Сначала она просто иллюстрировала книги Берестова, потом они начали писать вместе. Без Берестова не было бы писательницы Александровой.

В 1973 году вышла совместная повесть «Катя в игрушечном городе». В 1977 году вышла первая книга о домовёнке Кузе, который попадал в разные истории. Предисловие и послесловие к этой книге написал Валентин Дмитриевич Берестов. Он всегда поддерживал жену и помогал в авторской деятельности. Наталья Ивановна, сестра Татьяны, ставшая спутницей Берестова в последние годы его жизни, рассказывает, что Валентин Дмитриевич очень тяжело переживал смерть жены. Через три дня после похорон позвонили из «Союзмультфильма», попросили передать Татьяне Ивановне, что прочитали ее сказку о Кузьке и заказывают ей сценарий мультфильма. Берестов собрал в кулак все свое мужество и засел за сценарий. Вместе с режиссером Аидой Зябликовой и с художником Геннадием Смоляновым они сделали два фильма. Кузька, появившись на экране, тут же приобрел невероятную популярность у детей. В этом, собственно, никто и не сомневался. Параллельно с работой над мультфильмами Валентин Дмитриевич воевал за издание полного текста сказки. На издание книг утверждался пятилетний план. И если рукопись не попадала в число плановых «счастливчиков», ее издание переносили… на следующую пятилетку. Берестов случайно узнал, что книге про домовенка грозит именно такая судьба, и бросился в атаку. Издание «Кузьки» стоило ему инфаркта. Первая, полная версия сказки вышла в свет в 1986 году.

В 1989 была издана еще одна книга Татьяны Александровой, где текст произведений дополняли ее же рисунки. Помимо «Кузьки» в книгу вошли еще два сборника сказок. В 1992 году в Одессе увидела свет еще одна книга сказочницы – сборник рассказов о предвоенном детстве. И, наконец, в 2001 году московское издательство «Дрофа» выпустило сразу три тома сказок Берестова и Александровой. После смерти любимой супруги Валентин сделал все, чтобы сохранить память о ней в сердцах многих людей. Уже после смерти Т. Александровой увидела свет чудесная книжка – сборник стихов для детей «Первый листопад». Ее автор Валентин Дмитриевич Берестов, рисунки Т. Александровой. Стихи и картины, собранные в этой книге, слились воедино. Книга отмечена первой премией на всесоюзном конкурсе на лучшую детскую книгу 1987 г.

Обаятельный образ Татьяны Аллександровой остался в памяти близких людей, в ее рисунках и прозе. Мы узнаем ее – неизменную лирическую героиню – во многих стихах Валентина Дмитриевича Берестова…

Весь текст целиком на сайте В.Берестова в эссе Лучшая из женщин. <Годы с Татьяной Александровой>