Самуил Ефимович Миримский, писатель и редактор, хорошо известен в мире детской литературы. Под псевдонимом С.Полетаев он издал не один десяток книг для детей, среди которых — «Лето в горах», «История двух беглецов», «Скворец номер семнадцать», «Антон и зяблик»…
Младшие школьники и подростки с удовольствием читают его повести и рассказы, занимательные и веселые, основанные на достоверных жизненных событиях, но при этом возбуждающие фантазию и заставляющие трудиться ум и душу.
Как редактор Детгиза, он дал путевку в жизнь огромному количеству самых разных авторов. Добрый совет Самуила Ефимовича, большого знатока и невероятно тактичного критика, высоко ценили все, кто отдавал рукопись в его руки, — от классиков детской литературы до начинающих авторов. Все знающие Миримского отзываются о нем как о человеке редкой интеллигентности и скромности, и очень многие, даже те, кто существенно моложе него, зовут его любовно и нежно – Муля.
Именно так – «Муля» — назвал свое замечательное эссе, посвященное старому другу, писатель Анатолий Алексин. Оно было напечатано в 1999 году в журнале «Детская литература». Вообще это словосочетание – «детская литература» — на долгие годы стало для Самуила Миримского определяющим. Само собой, в начале оно пришло из жизни – воспитанник двух еврейских детских домов, московского, располагавшегося на Селезневке, и Малаховской трудовой коммуны, принадлежал к читающему довоенному поколению, читающему принципиально иначе, чем большая часть нынешних детей.
О собственном детстве писатель рассказал совсем недавно – в 2000 году появилась его автобиографическая «Книга про себя». Из нее мы узнаем немало любопытного о жизни в начале 20-х годов, но, главное, о том, каким образом воспитание помогает развитию талантливой личности. Маленькая подробность – рисование в Малаховской коммуне преподавал не кто иной как Марк Шагал…
Свое образование Миримский продолжил в ИФЛИ, знаменитом в довоенные годы Институте философии, литературы, истории. Когда началась война, добровольцем ушел на фронт. Потом стал редактором в Детгизе, в 70-е годы работал ответственным секретарем журнала «Детская литература», писал книги для детей, а потом и для взрослых.
В последнее время у него вышли сборники: «Приключения Травки в Иерусалиме» (2002), куда вошел, наряду с одноименной повестью, цикл рассказов «Месяц в Израиле», сборник рассказов «Семнадцать любопытных историй» (2003) и две книги сказок – «Секретная жизнь Сандрика» и «Возвращение Бродягина». Читать такую прозу – истинное удовольствие, потому что автор их – не только мастеровитый писатель, но и мудрый человек, который щедро делится своими житейскими наблюдениями и рецептами, никому, впрочем, ничего не навязывая.
Юмор и глубокое понимание жизни, неизменная доброжелательность и выработанная годами «привычка» не впадать в отчаяние, живое любопытство и еще одна многолетняя «привычка» – подмечать яркие, оригинальные детали в обыденности – все это проявляется в манере письма Миримского. Эти свойства, хотя и не только они – каким выразительным умеет он сделать язык своих персонажей! – позволяют писателю в историях о детях и взрослых показать самую суть того или иного времени.
О современных героях – его рассказы в «Кукумбере». Это и всем знакомый любитель играть в прятки: герой рассказа «Новоселье» мальчишка-шутник, в поисках внимания знакомой девочки, спрятался в холодильник. Это и мальчишки, которые учатся понимать природу.
В историях Миримского большую роль играют животные, причем, всегда какие-то особенные, непростые. Как кони из рассказа «Туман и Серко», героические кони, на которых дедушка в 45-м вошел в Берлин… Или свободолюбивый любопытный жеребенок («Воронок)… Или тоже любопытный, смешной козленок, который забился под печку и едва спасся («Как козленок сам себя спас»)… Или необычный жук («Научная находка»), который почти погиб в плену и, кажется, ожил, когда его выпустили на волю… Общение с ними добавляет мальчишкам доброты и ответственности.
Жизнь – учитель самый строгий, самый мудрый и надежный, — словно говорит своими рассказами писатель, умей только разбирать ее уроки.
Ольга Корф