В издательстве «Стрелец» вышел сборник в двух частях «Детям о писателях ХХ века от А до Я» (М.,2006. 56 с. + 56 с.). В сборнике 54 литературных портрета — рассказа о выдающихся писателях, которые или профессионально работали в литературе для детей или создали произведения для детей, ставшие классикой их чтения. Автор этих рассказов Ольга Борисовна Корф, большой знаток детской литературы, профессиональный критик, популяризатор детской книги.
Ольга Борисовна знает литературу для детей ХХ века, особенно его второй половины, как бы «изнутри». Московский дом детской книги, где она работала в отделе критики , а затем директором Дома, больше полувека был центром творческой жизни нашей литературы для детей , и многие писатели, которых сегодня называют классиками, приходили в Дом с замыслами, с рукописями, с книгами. О многих из тех, о ком она пишет в этом сборнике, она писала в журнале «Детская литература», о многих готовила передачи для радио и телевидения, материалы для бесед с организаторами чтения детей в Лектории Дома Со многими писателями -героями сборника она была дружна, с некоторыми дружна и сегодня.
Рассказы о писателях для сборника написаны О.Б. Корф в той манере, которую поэт и литературовед Сергей Наровчатов называл «занимательным литературоведением», — просто, эмоционально и убедительно. Каждый её рассказ — это личность писателя, время, которое его сформировало, мир, который писатель создал своим творчеством и в своём творчестве, и её собственное отношение к нему.
Писателей-современников она чаще всего рисует такими, какими видит сама и какими сама их воспринимает. Например, Я.Л. Аким: «Яков Аким — высокий красивый седовласый человек с тихим голосом и неповторимой , деликатной манерой общения. Он знаменитый поэт, переводчик, прозаик, держится всегда очень скромно. Такой у него характер. Про таких людей говорят: настоящий интеллигент. И стихи такие же: как будто тихий доверительный разговор ведёт мудрый, очень наблюдательный и чуткий человек, предлагая разделить его чувства, размышления о жизни». Позволив себе рассказать, каким она видит Я.Л.Акима, Ольга Борисовна полагает, и не без основания, что таким, как видит она сама своего героя-писателя, его воспримет и читатель, и станет ближе к его творчеству.
И рассказывая о классических фигурах литературы для детей, например, Ю.Олеше, Л.Пантелееве, К.Паустовском и других, Ольга Борисовна находит слова, которые не только передают непреходящую ценность их произведений, но и привлекают к ним сегодняшнего читателя. «Вообще, в сказке Олеши очень много искусства. Влияние живописи, архитектуры, балаганно-частушечной культуры тех лет нельзя не заметить. Но к концу книги все красоты стиля, языка и даже изумительный юмор перестаёшь замечать, настолько серьёзно то, что происходит. Оказалось, революция – не литературный эксперимент, не цирковое представление, вообще – не зрелище. Это кровь, смерть, опасность, переворот жизней и судеб».
О.Б. Корф как автор рассказов о писателях не избегает оценочных интонаций, и они убедительны. «Геннадий Снегирёв, — пишет она, — считается природоведом, мастером познавательной литературы. На самом же деле, он настоящий поэт в прозе. Нет в нашей детской литературе произведений столь кристальной чистоты и трогательной прозрачности, как у Снегирёва…» Лаконично, образно и очень точно. «Философ, лукавый насмешник и трогательный лирик, Берестов, — заключает она в другом рассказе, — видел единство и связь противоположностей, стремился выразить гармонию мира».
В творчестве писателя, о котором Ольга Борисовна ведёт речь, она высвечивает то главное, что оставило его имя в литературе и в чтении новых поколений, акцентирует внимание читающего на жанровом и стилистическом своеобразии этого творчества. Её литературные портреты сборника в конечном итоге складываются в литературную микроэнциклопедию в лицах и творческих судьбах.
Отбор имён для издания, подобного сборнику издательства «Стрелец», всегда не прост. Литература ХХ века очень богата именами. В нашем случае, этот отбор, думается, не всегда зависел от автора портретов, очевидно, отбор всё-таки был обусловлен и некоторыми внешними причинами. Но, поскольку предисловия к изданию нет, мы об этих причинах не узнаем и можем только гадать.
Издание «Детям о писателях ХХ века от А до Я», согласно аннотации, предназначено организаторам чтения детей — учителям, воспитателям детских садов, родителям, библиотекарям. Но простой выразительный язык рассказов о писателях, несложное их расположение (алфавит всегда удобен) делает издание вполне доступным юным читателям, и, думается, они будут им пользоваться, особенно те, кто хочет сам ориентироваться в потоке названий книг и имён их авторов. Организаторы чтения детей и сами читатели найдут в нём и ту информацию, которая, как правило, разбросана по разным источникам, и приходится тратить много времени, чтобы её разыскать. Тем, кто будет пользоваться этим изданием, читать литературные портреты О.Б.Корф в нём, совсем не надо рыться в толстых учебниках, монографиях, пособиях, которые далеко не всегда под рукой, чтобы узнать, когда и где писатель родился, кем были его родители, как он начинал в литературе, как развивался как поэт или прозаик, что и как он написал.
Большое достоинство издания «Детям о писателях ХХ века от А до Я» и в том, что оно современно. В текстах издания есть естественная перекличка с тем, что писалось раньше, но только перекличка, никак не повтор. В этих текстах сегодняшнее видение имён и вклада того или другого автора в современную культуру.
Сборник издан с хорошим вкусом, великолепны фотопортреты писателей, отобранные для него, забавны рисунки художника Андрея Мартынова на обложке. Сборник останавливает на себе взгляд, он привлечёт к себе внимание и организаторов чтения, и специалистов по литературе для детства и отрочества, и самих юных читателей.
Ю.В. Просалкова — кандидат пед.наук, ведущий научный сотрудник ГБЛ 1975-1998 гг, отв. секретарь RBBY 1992-2002 гг.