Михаил Бартенев – поэт, прозаик, драматург, родился в Москве в 1953 году. Окончил Московский архитектурный институт. В 1976-1987 г.г. работал архитектором в проектном бюро Москвы. Неоднократный призер всероссийских и международных архитектурных конкурсов. Участвовал в проектировании нескольких крупных построек в Москве (например, крытого стадиона «Олимпийский» на проспекте Мира). Одновременно начал писать стихи и рассказы для детей. А 1986 году была поставлена его первая детская пьеса – «Про Иванушку-дурачка». Член Союза архитекторов, Союза писателей и Союза театральных деятелей России. С тех пор им написано более трех десятков пьес для детей и юношества. В общей сложности они поставлены более чем в 400 театрах России и СНГ, а также в Голландии, Германии, Дании, Польше и Греции. Автор и участник ряда международных театральных проектов, таких как «Волшебный дом», «Европейские истории школьного двора» и др. В 1991 году в Нижнем Новгороде состоялся фестиваль «Пьесы Михаила Бартенева в театрах кукол России».

С 2002 по 2005 год – представитель России в Исполнительном Комитете АССИТЕЖ. (Международной ассоциации театров для детей и молодежи), Член Пpезидиума Российского национального центра АССИТЕЖ.. Лауреат конкурса на лучшую пьесу для детей («Снегурушка») журнала «Современная драматургия». Лауреат почетной премии АССИТЕЖ «За вклад в развитие детского театра». Член редколлегии журнала «Театpальная жизнь». Был также членом редколлегии популярного детского журнала «Веселые картинки».

Автор киносценариев: «С другой стороны», «Синяя Борода», «Барабашка, или Обещано большое вознаграждение» (совместно с А.Усачевым), «Господин Кот»; сценария мультсериала «Приключения в Изумрудном городе» (3, 4, 5, 6, 7, 8 серии). Автор оперетты «И вновь цветет акация» на музыку И.Дунаевского – спектакль был номинирован на премию «Золота маска» в четырех номинациях. Также им созданы: новый вариант либретто оперетты «Летучая мышь» (для московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко), либретто «Прощальный концерт» (музыка А.Журбина), детского мюзикла «Тук-тук, кто там?» (музыка А.Пантыкина), мюзикла «Вино из одуванчиков» (музыка А.Шелыгина), мюзикла «Доктор Живаго» (музыка А.Журбина).

Многогранная театральная деятельность Михаила Бартенева, к счастью для читателей, не поглощает все время писателя, кое-что остается для сочинения стихов, которые, в частности, напечатаны в «Кукумбере». Это остроумные, наполненные свежей детской фантазией, стихи о детях и для детей. Герои стихов Бартенева – отчаянные выдумщики, и их раскованные полеты над волшебным полем воображения, конечно, вдохновляют читателей. Поэты – они, как дети: что придет им в голову, и представить невозможно. Как в замечательном стихотворении «Башня», когда такое занятие, как возведение простого архитектурного сооружения – башни из кубиков – приобретает неожиданный, сильно расширяющий горизонты воображения поворот:

Но зато, представь-ка, если
Мы б с тобой туда залезли,
Ты подумай, если б только
Мы смогли туда залезть,
То оттуда увидали
Мы б с тобой такие дали,
О которых и не знали,
Что такие дали есть!

Это магическое «если» сопровождает читателей постоянно. Изменение угла зрения, точки отсчета, «условий задачки», когда причина и следствие меняются местами, что порождает веселые смысловые и словесные игры – это и есть стихия Бартенева. Потому-то его поэтическое видение полностью совпадает с детским взглядом, детской манерой мышления – как сказали бы в прежние времена, он хорошо понимает детей. Убедитесь:

ЕСЛИ… …птицы разлетаются,
собаки разбегаются,
школьники пугаются,
дворники ругаются,
боятся появляться
во дворе соседи –
значит, я учусь кататься
на велосипеде.

Могучий инструмент поэзии – сравнение – мастерски используется Бартеневым для создания объемной картины, и ни одно сравнение у него не хромает, даже такое известное, как сравнение мимозы с цыплятами…

Стремление к гармонии, классическая простота и ясность мысли, отличающие творчество Бартенева, наверное, берут начало в его «архитектурном» прошлом – ведь сколько ни фантазируй, ни придумывай оригинальные решения, а конструкция-то должна держаться!

Ольга Корф