Геннадий Михайлович Цыферов (1930-1972) хорошо известен всем детям нашей страны, ведь он написал сценарии знаменитых мультфильмов «Паровозик из Ромашкова», «Лошарик», «Лягушонок ищет папу», «Мой зеленый крокодил» (в соавторстве с другим замечательным писателем, Генрихом Сапгиром).

Геннадий Цыферов был сочинителем, который рассказывал свои сказки каждый раз по-новому – так, как делали это стародавние сказители, постоянно что-то меняя, улучшая мелодию и звучание. Потому-то его истории столь музыкальны, и все слова «притерты» друг к другу. Не случайно одна из лучших его книг – «Тайна запечного сверчка» — посвящена маленькому Моцарту, гениальность которого проявилась уже в детстве.

Цыферову и самому было присуще некое «моцартианство»: он чувствовал гармонию и стремился выразить ее, показывая глубину и неоднозначность простых вещей, которые могут становиться волшебными. В его сказках нет жесткого противостояния, явной борьбы добра и зла, порой они кажутся бесконфликтными.

Вот сказка «Жил на свете слоненок»: маленький слоненок маялся от безделья, не зная, чем ему заняться, кем быть, и для начала решил стать Большим зонтиком. Потом сделался Лейкой, потом — Пожарным… Обычная детская игра? Да, но не только. Это еще и размышления о том, зачем ты пришел в этот мир, это мучительные поиски себя и собственного дела, и это имеет отношение ко всем – и к маленьким, и к большим.

А крохотная история под названием «Сказка» — об ослике, который так рассказал про свои большие уши и про слоновьи большие ноги: «Если сто ослов хлопнут ушами: хлоп-хлоп, а сто слонов топнут ногами: бум-бум, — поднимется большой ветер». Но маленький фантазер удивляет нас тем, что может эту сказку рассказать наоборот: «Поднимется большой ветер, а вам покажется, что сто слонов топнули ногами, а сто ослов хлопнули ушами». Такова поразительная и прекрасная сила воображения!

Сказки, маленькие сказочки, сказочные истории, рассказы Цыферова почти всегда с подтекстом, и главная подспудная мысль автора, адресованная маленьким читателям: думай, думай, шевели мозгами, иначе не разглядишь ни добра, ни красоты, не распознаешь настоящую дружбу, не будешь нужным людям. В то же время в них звучит ощущение внутренней свободы, такое странное в те годы, когда довелось жить сказочнику.

Он ушел из жизни совсем еще молодым человеком, но сделано было так много интересного, новаторского, что традиции письма Цыферова живы в современной детской литературе. И собственных его произведений переиздано теперь немало, поскольку после долгих лет непонимания талант и художественную мощь писателя, наконец, оценили. Среди недавних изданий – книги «Разноцветный жираф», «Дневник медвежонка», «Про слоненка и медвежонка», «Маленькие сказки», «Сказки старинного города», «История про двух цыплят», «Веселые истории» и другие.

Ольга Корф