Редко все-таки в нашей детской литературе появляются новые имена. Такие, которые хочется запомнить, которые просто невозможно не запомнить. Самое для меня свежее – АННА ВЕРБОВСКАЯ. Читала ее рассказы летом (а написаны они и вовсе недавно – весной), получала несказанное удовольствие, радовалась, что не рвется ниточка, и как хорошо, что воскресают в произведениях нашего времени А. Аверченко, А.Гайдар, Л.Пантелеев, Н.Носов, Ю.Сотник, В.Драгунский, Л.Давыдычев… Жива традиция реалистической юмористики! Как привлекательно то поле, на котором работает Вербовская! Реальные дети в реальных обстоятельствах, с вечными своими смешными, но очень важными проблемами, с непреодолимыми, казалось бы, трудностями, которые, как позже выясняется, можно преодолеть, с особенными характерами и с такими добрыми и справедливыми сердцами, что хочется верить в быструю и окончательную победу добра над злом. И так же, как у классиков, повествование строится так, что оторваться не можешь, погружаешься в сюжет и словесную ткань «по самую маковку»…

Вот, например, отрывок из рассказа «Женская солидарность»: «Если бы мы знали тогда это слово, то наверняка прозвали бы его диссидентом. Витька Белов оказался какой-то другой, не такой, как все. Он совершенно не вписывался в чётко очерченные рамки школьной дисциплины и вёл себя так, как он сам считал нужным. Мог опоздать на первый урок минут на двадцать или прийти сразу ко второму, а то и к третьему. При этом Витька никогда не утруждал себя сочинением несуществующих причин, вроде старушки, которую он переводил через дорогу, или заклинившего дверного замка, или сломанного будильника… Он вообще не считал необходимым в чём-либо оправдываться. Мог уйти, не дожидаясь звонка с урока. Просто потому, что ему надоело». Интересный персонаж, правда? Но дальше – еще необычней: «Елизавета Георгиевна (это – воспетая в прозе и в стихах «учительница первая», на сей раз – вредная и придирчивая – О.К.) наливалась пунцовым румянцем, визгливо кричала на всю школу, таскала Белова к директору, стучала по столу указкой и требовала, чтобы он привёл в школу мать. На всё это Витька с неизменным спокойствием в голосе и наглостью во взгляде обычно отвечал:

— У матери гипертония, ей нельзя волноваться».

Таких пронзительных фраз и открытий немало. В каждом рассказе – будь то не оставляющее в покое воспоминание детства, как в процитированной «Женской солидарности», истории о невольном и необъяснимом предательстве, или наблюдения над современными детьми, которые похожи на прежних и так далеки от них, – происходят события очень важные, хотя поначалу они таковыми не кажутся. И в рассказе о первом в жизни юбилейном дне рождения, и о неудачной поездке старшего брата в пионерский лагерь к сестренке в родительский день, и о полном провале фантазерки-рассказчицы на уроке истории (этот рассказ – «Бред сивой кобылы» – и напомнил мне об Аверченко), и в остальных важен, говоря по-старомодному, нравственный урок. А то, что выводится он с помощью юмора, еще больше его усиливает. Вообще стиль Анны Вербовской – стиль писателя, глубоко проникшего в детскую психологию, и не важно, основано это знание на личном опыте или на внимательном изучении собственного ребенка или других знакомых детей. Просто человеку дано ТАК выражать свои мысли и чувства, ТАК складывать слова. А как этот дар разовьется в дальнейшем, поглядим…

Несколько «фактов биографии»: Анна Михайловна Вербовская родилась и живет в Москве. Окончила факультет журналистики МГУ. Училась на вечернем отделении и одновременно работала на телевидении, на Шаболовке. Так и осталась «телевизионным» человеком: была помощником режиссера, ассистентом режиссера, редактором… Теперь готовит вопросы для очень популярной передачи, адресованной тем, кто хочет разбогатеть… Писать начала совсем недавно. Имея большой круг общения, накопила, а потом решила записать курьезные случаи из жизни, потом послала повесть на конкурс «Заветная мечта», которую жюри вниманием обошло, а потом «набрела» на сайт «Кукумбера», созвонилась с Диной Крупской и отправила рассказы, которые вам предстоит прочитать.

Ольга Корф