Как и у многих других людей, интерес всей жизни обозначился у Виталия Валентиновича Бианки (1894 – 1959) уже в детстве. Его отец был известным ученым-орнитологом, а  маме достались такие, как говорится, «зеленые руки», от которых растения цвели пышным цветом. Любовь к природе он перенял так же естественно, как и страсть к путешествиям, которые давали ему новые впечатления.  Он изучал биологию на факультете естественных наук Петербургского университета, учился и в Институте истории искусств. Писать для детей Бианки начал в 28 лет – тогда он познакомился и подружился с объединившимися вокруг Маршака ленинградскими детскими писателями, которые создавали новую познавательную книгу для детей. Бианки сочинял истории, которые сам называл «сказки-несказки», потому что по форме это  вымысел, а факты в них самые что ни на есть научно достоверные. Первая его сказка – «Путешествие красноголового воробья» — появилась  в журнале (вот удивительное совпадение!) «Воробей». А уже через год вышло несколько книг, которые с тех пор прочитали миллионы детей: «Кто чем поет?», «Кукушонок», «Лесные домики» (все следующие издания появились под названием «Лесные домишки»), «На великом морском пути», «Первая охота», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?». Как видите, Бианки часто ставил вопросы, которые обычно задают дети. Найти ответы на них помогают герои сказок – звери и птицы, обитатели земного, подземного, водяного, воздушного царств. Их приключения интересны сами по себе – вспомните, сколько пришлось пережить маленькому муравью из сказки «Как муравьишка домой спешил» или заблудившейся ласточке Береговушке («Лесные домишки»)! В то же время,  путешествуя вместе с ними, мы узнаем много нового – об их внешнем виде, об их обычаях, повадках, особенностях. Бианки, биолог, путешественник, охотник, краевед, хорошо знал, как богата и прекрасна природа в своем разнообразии. «Только окончательно тупые люди думают, что мир так прост и скучен, как они его себе представляют. Людям юным и поэтам достаточно толчка извне, чтобы снова почувствовать его таинственную прелесть», — считал писатель. Бианки давал такой толчок своим читателям, заставляя их радоваться и переживать за симпатичных, но таких беззащитных зверюшек. И мы сочувствуем малышу из сказки «Мышонок Пик», который оказался совсем один, но выжил, благодаря своей сообразительности. Да-да! Он  ведет себя совсем, как человек – думает, анализирует, призывает на помощь свой небольшой, но важный опыт. При этом все его действия – это действия мышонка. Его спасают природные инстинкты, то есть вся история исключительно достоверна – даже то, что в конце его приручают дети. Бианки показывал величие и беззащитность природы, всегда подчеркивая, что человек – всего лишь ее часть ( как оказалось, не самая лучшая). Он хотел объединить детей и природу, чтобы они  на  всю жизнь сохранили интерес к ней и ответственность перед ней. Как, например, мальчик из рассказа «Лупленый бочок».  Зайчонка-листопадничка  деревенский охотник нашел под кустом смородины и подбросил своей собаке вместо щенят, которых  раздал знакомым. Собака со смешным именем Клеопарда такого скандалиста воспитала – никому спуску не давал! «Глупенький, мы же люди, — объясняет ему сынишка, — мы тебя не обидим».  Знаменитая «Лесная газета»(1928), переведенная на многие языки мира, родилась из постоянного раздела журнала «Воробей»: из номера в номер Бианки вел фенологический календарь. Делал он это изобретательно и весело. Детям нравились его выдумки: веселые стихи, остроумные заголовки, шутливые объявления и обращения к детям…Постепенно в эту работу вовлеклись читатели, которым понравилась газетная форма – а все было по-настоящему: статьи, заметки, корреспонденции, читательские письма. Так дети поучаствовали в создании   необыкновенного учебника природоведения, который увлекал  фактами и вдохновлял любовью к природе. За тридцать пять лет литературной работы Бианки издал более 120 книг, в которые вошло более 200 рассказов, сказок, повестей, научно-художественных очерков. И все они — о мире живой природы, который надо беречь и защищать.

Ольга Корф