Виктор Драгунский блистательно читал свои рассказы – недаром по образованию он был актером. Публика буквально падала со стульев от смеха, а некоторые взрослые, которых Бог обделил чувством юмора, ворчали: какая же это литература, это же просто эстрада…

Для эстрады Драгунский сделал действительно много: сочинял песни, которые сам же исполнял, писал сценки, фельетоны, клоунады. Довелось ему работать в разных театрах, в цирке, сниматься в кино. А еще раньше – трудовую жизнь он начал в 16 лет —  был шорником, лодочником, токарем.  Много лет Драгунский руководил театром «Синяя птичка», который вырос из капустников Театра-студии киноактера.

Классиком детской литературы Виктор Драгунский стал сразу, с первой же книги – эти 16 рассказов из маленького сборника «Он живой и светится» (1961) мгновенно прославили автора и вошли в золотой фонд отечественной литературы. Дети раз и навсегда полюбили Дениску Кораблева, главного героя рассказов, его друга Мишку, Денискиного папу, который мог придумывать разные замечательные вещи – например, показать фокус со шляпой: выбросить ее в окно электрички, а она потом снова оказывалась у него в руках («Чики-брык»)…

Не удивительно, что и Дениска был выдумщиком. Как здорово он придумал выпить две бутылки газировки, чтобы «потяжелеть» на килограмм и выиграть приз! Понятно, потом ему было плохо, но ведь если чего-то сильно хочешь, пойдешь на жертвы…

Выдумывать можно по-разному и с разными целями: например, опоздали вы на урок, и выдумали целую историю про пожар, а ваш друг оправдался тем, что спасал утопающего. Главное – каждый утверждал, что в этих историях принимали участие они оба. Кончается рассказ «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах», естественно, разоблачением и позором. Но если Дениска учел свой «дошкольный» опыт —  когда он выбросил в окно кашу, а она попала дяденьке на голову, он навсегда усвоил, что «Тайное становится явным», поэтому он и написал Мишке в записке: «Вот видишь, надо было говорить правду!», то Мишка не унывает, его жизненная мудрость звучит по-другому: «Или говорить правду, или получше сговариваться».

Папа и Дениска хорошо понимают друг друга, иногда кажется, что папа и не взрослый вовсе, а еще один ребенок, только выше ростом – например, дожив до своих лет, он не знает, как варить курицу. Тогда и Дениске многое прощается – он часто попадает в смешные положения из-за своего незнания, неопытности, неправильной оценки ситуации или своих возможностей — в рассказе «Слава Ивана Козловского», например, он возомнил себя певцом.

Рассказы о Дениске невероятно разнообразны: в них автор  играет словами («Заколдованная буква»),  обыгрывает  назойливое повторение одного и того же («Где это видано, где это слыхано»), использует любой повод, чтобы свести несоединимое. В рассказе «Тиха украинская ночь» автор дает читателям особо ценный урок: как не надо разбирать литературные произведения. Причем, смех вызывают не Дениска и Мишка, а учительница географии, которой пришлось подменить учительницу литературы. Прочитайте рассказ, и вы увидите, что может остаться от Пушкина и от Лермонтова.

Автор любит откровенно цирковой юмор положений, но иногда в рассказы приходит грусть. Это Дениска растет. В рассказах – а всего их 90 – Дениска то совсем маленький, еще дошкольник, то ученик младших классов, но – вот удивительно! – он растет и меняется на наших глазах, а самое главное в нем уже проявляется: доброта, любовь к родителям, благородство, верность в дружбе, изобретательный и пытливый ум, умение радоваться жизни. В общем, хоть и смеемся мы над маленьким наивным мальчиком, но понимаем, что он – хороший человек.

Когда Драгунский стал писать для детей, ему было 46 лет, но он очень хорошо помнил свое детство, ведь главный герой появился не только из наблюдений над сыном Денисом, но и из воспоминаний о себе-маленьком. Поэтому его рассказы любят и дети, и взрослые – чтобы понимать детей, надо хорошо помнить, каким был ты сам, когда счастье было во всем и везде, и родители были молодыми, и жизнь была весела и прекрасна.

Ольга Корф