Самая знаменитая книга Татьяны Ивановны Александровой – сказка про домовенка Кузьку, которая почти 30 лет (появилась она в 1977 году) радует малышей и их родителей. Радует прежде всего выразительным языком, особым, сказочным, живым и волшебным. Сестер-близняшек Александровых звали общим именем “Таньнаташа”, и “слышать слова”, вникать в них и наслаждаться они научились еще в детстве. Это пришло от нянюшки, Матрены Федотовны Царевой, волжской крестьянки, чьи сказки, пословицы, песни, весь огромный “фольклорный воз”, потом вспоминала Татьяна Ивановна, придумывая свои истории. “Сказки старой тряпичной куклы” были написаны в память о нянюшке Матрешеньке.
Таня с Наташей играли в сказки и умели сочинять их, особенно хорошо получалось у Тани. А еще они любили рисовать, что потом привело каждую к профессии, где пригодилось умение рисовать: Наташа после окончания школы поступила в Архитектурный институт, а Таня — в Институт кинематографии на отделение мультипликации. Там она впервые нарисовала домовых. Потом создавала их “портреты” много раз. Она любила рисовать детей и цветы, что, в сущности, одно и то же. В Доме детской книги после смерти Татьяны Ивановны ее муж, Валентин Берестов, организовал выставку ее рисунков, которая называлась “Портрет цветка, портрет ребенка”.
Работая на “Союзмультфильме”, преподавая в Педагогическом институте, руководя студией во Дворце пионеров, Татьяна Ивановна много общалась с детьми и по-прежнему придумывала сказки. С годами они обрели книжную форму. Самое полное издание детских произведений писательницы – своеобразный трехтомник Александровой и Берестова, вышедший в издательстве “Дрофа” в 2001 году. “Катя в игрушечном городе”, “Сказки мудрого профессора”, фантастическая повесть для подростков “Таинственная тетрадь”, рассказы о детстве “Друзья зимние, друзья летние” переизданы также в составе “Всемирной детской библиотеки” в 2003 году.
Мир, созданный сказочницей, открытый и добрый. Мне всегда казалось, что наилучшее воплощение столь популярная в детской литературе последних лет идея толерантности нашла именно в “Кузьке”. Несовместимость домовых и леших разрушается малышами Кузькой и Лешиком, потому что они не обременены “вековыми предрассудками” и действуют по справедливости и по зову сердца и потому что все маленькие хотят дружить.
Как иллюстратор Татьяна Александрова оформила собственные сказки и рассказы и прекрасную книгу стихов Берестова “Первый листопад”.
Ольга Корф