Очень симпатичная книжка вышла у Алексея Шевченко – праздничная, прекрасно оформленная. Называется она «Сорок сорок» (надеюсь, ударения в обоих словах вы поставите правильно!). Книга, как понятно из названия, в основном, игровая, играть в стихи Алексей умеет и любит, и это умение органично входит в его детскую лирику. «Эту книжку можно читать медленно, – сообщает нам автор, – но лучше всего читать ее быстро, и не просто быстро, а очень быстро! Можно даже соревноваться с папами и мамами, дедушками и бабушками, кто быстрее и без запинки прочитает скороговорки из этой книжки». Действительно, не книжка, а фейерверк скороговорок, и каких порою потешных! Например, такая – «Доктор Дятел»:

Рано-рано
По весне
Дятла
Вызвали
К сосне.
– Так-так-так,
Здоровье как?
Тук-тук-тук –
Печальный звук.
Чок-чок-чок –
Болит сучок,
Там-там-там
Сидит жучок.
Чик-чик-чик
И боль прошла!
Ням-ням-ням
И все дела!

Или вот – скороговорка с чудным названием «Слоенка для слоненка»:

Испекли
Слоненку
Сладкую
Слоенку.
Попросил
Слоненок
Дать еще
Слоенок!
Столько съел
Слоенок он,
Сколько съесть
Не может СЛОН!

Мы все хорошо знаем, что скороговорки – не просто игра в слова, это игра полезная: мы учимся правильно произносить звуки, четко разделять слова, учимся тому, чтобы наша речь поспевала за нашей мыслью. К великому сожалению, прислушиваясь на улице к тому, как разговаривают друг с другом подростки, я нередко делаю единственный вывод: дети упущены, во рту – каша, интонировать не умеем, концы слов проглатываем; я просто не понимаю, как при помощи таких скудных речевых средств можно выразить мало-мальски сложную мысль… Умные взрослые тревожатся из-за обилия в нашей жизни новых, прежде всего иностранных, слов. А мне всегда хочется возразить: давайте с нашими, родными разберемся! До иностранных еще дожить надо. Зато своими пренебрегаем и не обращаем на это внимания.

Алексей Шевченко, придумывая свои «скороговорочные» истории, помогает малышам освоиться и быть хозяевами в самом замечательном государстве на свете, которое называется – Родной Язык.

Фото Сергея Махотина

Первые книжки Алексея Шевченко вышли во второй половине 80-х годов – с тех пор поэт написал немало стихов, многие из них публикуются в детских журналах и сборниках. Он пишет о знакомых, традиционных вещах: это живой мир природы, деревенский труд, городской быт, а главное – родной дом. Его герои обжили достаточно уютный мир, в котором тепла куда больше, чем сквозняков, а доброта куда сильнее всяческих козней.

Этим Алексей Шевченко и интересен, и притягателен. Он как мастеровитый плотник обтесывает бревнышко за бревнышком, строит сруб, подводит его под крышу – для каждого движения у него найдется прибаутка, каждый мельком брошенный взгляд примечает все нужное и полезное для дела. Основательный он поэт, Алексей Шевченко! Вот и скороговорки его похожи на маленькие, но ловко выделанные домики, где и вправду – весело и уютно:

По тропинке
Шла без страха
Мне навстречу
Черепаха,
Переваливаясь,
Шла.
От кувшина
Черепаха
Черепок
В пути нашла.
Из ручья
Воды журчащей
Зачерпнула
Черепком,
Обещала
В час вечерний
Угостить меня
Чайком.

Мы уже давным-давно стали стеснятся (и нередко обоснованно) той выспренности, в которую порой рядятся совершенно нормальные и необходимые понятия – любовь к дому или уважение к земле. Выспренность возникает тогда, когда автор фальшивит – чувствует не то, о чем пишет, пишет не о том, что чувствует. Именно об этом – любви к дому, земле, семье – говорит в своих стихах (а скороговорки – только маленькая их часть) Алексей Шевченко. Алексей вовсе не стесняется, – наоборот, стремится обо всем этом говорить, но никакого пафоса в стихи свои не пропускает. Поэтому они звучат естественно, по-доброму и понятны для самого маленького читателя и слушателя:
Я нарисую дом,
Скамейку у калитки,
На листьях лопуха
Две завитых улитки.
Вот бабушка в окне,
Ромашковый букет.
Вам это всё равно?
А мне дороже нет!

Открою вам маленький секрет: я знаю, почему так получается. Уже долгие годы Алексей Анатольевич Шевченко воспитывает начинающих стихотворцев в петербургском Дворце творчества юных. Уж ему ли не знать, о чем и как беседуют с музами юные поэты, к чему больше всего расположены их души, на что отзываются их чувства! Я уверен, что это знание помогает и самому поэту писать, прекрасно представляя себе своего читателя.

Михаил Яснов (из книги «Путешествие в Чудетство»)