Количество поэтов, пишущих для детей, как ни странно, все увеличивается и увеличивается. Это явление безусловно отрадное. Значит, возрастает престиж детского писателя. Значит, накапливается потребность в новом ракурсе, новом взгляде, наконец, в новом звучании детских стихов. С другой стороны, все отчетливее видны колдобины и опасности, которые возникают на этих новых дорожках. Теперь надо все больше и больше знать – чтобы не повторяться. Все лучше и лучше понимать современного ребенка – чтобы ему не было скучно. Все четче и четче «работать» с фантазией и игрой в неожиданность – какое без них детское стихотворение?
Не так уж и давно я познакомился со стихами Елены Ярышевской. А уже сегодня с удовольствием и радостью читаю ее первую книжку «Шел по улице пиджак» (2011), – Елена так «вкусно» называет свои стихи, что хочется использовать эти названия для будущих ее книжек. С удовольствием почитал бы книжку, которая называется «Лошадь улетела!», или – «Бегемот и Качели», или – «Почему расстроилась Божья Коровка?»… В общем, сплошной праздник названий!
И это не случайно – от стихов Ярышевской веет свежестью, радостью, оптимизмом. Даже если стихи грустные или задумчивые, так и тянет «пристроить» их к стихам веселым и занятным – получается многообразие тем и настроений. От лирического:
Зима в феврале свой багаж собирала:
Метели, сугробы, пургу паковала.
Последним впихнула промозглый туман,
И к марту был сложен большой чемодан!
На север старушка катила без спешки:
Зевала и щёлкала льдинки – орешки,
Чуть-чуть почитала, немного вздремнула,
Зачем-то потом в чемодан заглянула:
– Постойте! Забыла! Ужасный склероз!
Оставила в марте свой лучший мороз!
Пора, очевидно, к врачу обращаться.
Обидно! Придётся теперь возвращаться!
– до сказочного:
Огорчается Яга:
– Не найду ответа,
Где же правая нога –
Эта или эта?
Мой злодейский древний род
Не силён в науке.
Может, Леший разберёт
Эти ноги-руки?
Леший ноги осмотрел,
Проворчал:– Не знаю!
Всё, что я понять сумел –
Эта – костяная!
Эти стихи не вошли в книжку – не страшно: Елена Ярышевская, несмотря на совсем еще небольшой по времени опыт писания детских стихов, уже предстает поэтом и талантливым, и искушенным, и многонишущим. А главное – она большая выдумщица. Умудренный читатель детской поэзии, возможно, заметит чужие «хвостики», которые нет-нет да и проглядывают в ее стихах. Это понятно – и это, мне кажется, не смертельно. Зато мы все, я надеюсь, с удовольствием проследим за тем, как она строит свой стих и что придумывает. А Ярышевская именно придумывает и продумывает истории. Каждая ее миниатюра – маленький рассказ, в котором участвуют то какие-то выдуманные симпатичные персонажи, то явления природы, то герои ближнего мира ребенка – домашние животные и вещи:
На плите Сковорода
Возмущается:
– Это что за ерунда
Получается!
Я же лучшая подружка
У бабушки!
Ловко жарю и блины,
И оладушки,
И котлет румяных
Целую дюжину
Приготовлю с удовольствием
К ужину.
Но ни разу за четыре
Годочка
Не досталось мне самой
Ни кусочка!!!
Что мне по-настоящему кажется примечательным: Елена Ярышевская могла бы просто остановиться на сюжете – сюжетных стихов сегодня не так уж и много, нужда в них есть, ну и вперед! Но часто сюжетные стихи, увы, пишутся небрежно, и то, за что мы все так ратуем, – чистота звука, например, или точная рифма – остаются далеко не в центре внимании автора. Ярышевская почти всегда добивается необходимой языковой чистоты, и это создает особое поэтическое настроение. А настроение – вещь ценная. Например, такое настроение, как в стихотворении «Средство от бессонницы»:
Солнце усталое прячется в речке, Ночь наступает, сгущается мрак… Что-то не спится сегодня Овечке, Сон не приходит к бедняге никак! Но средство надежное есть у овечек. Снова Овечка глаза закрывает: «Раз человечек, Два человечек, Три человечек…» И засыпает. Ну как не запомнить такие стихи! Михаил Яснов (из книги «Путешествие в Чудетство»)