Марк Липович Шварц родился в 1953 году в Москве. Выпускник московского радио-приборостроительного техникума. После службы в армии окончил Всесоюзный заочный институт связи. Посещал семинар детской литературы при СП РСФСР, которым руководили Я.Аким и С.Иванов, а в 1990 году поступил в Литературный институт им. Горького, где занимался в семинаре С.Иванова и Р.Сефа.
Первым напечатанным произведением стала книга комиксов о Врунгеле, написанная в соавторстве с сестрой, Инной Гамазковой. Позже еще одной их совместной работой стал детский фантастический детектив «Говорящая занавеска».
Долгие годы работает Марк Шварц в детской литературе. Используя старое выражение, про него можно сказать, что он пьет из маленького, но – уж совершенно точно! – своего стакана. Работает он в разных жанрах. Сочиняет стихи – в большинстве игровые, а также азбуки, загадки, скороговорки, пишет рассказы и пьесы. Многие его произведения печатаются в периодике, звучат по радио.
Он много ездит по стране, выступает перед детьми, заражая их любовью к стихотворчеству. Обычно он играет с детьми, показывая, что такое рифма и «как с ней бороться». Я имею в виду его загадки-обманки, где точная рифма не становится смысловой отгадкой. Например:
Хвост веером, на голове корона.
Нет птицы краше, чем…
– Ворона! – радостно кричат дети и, конечно, ошибаются, что приводит к еще большему веселью.
Марк Шварц изобрел своеобразные правила пользования рифмами для ребят младших классов. Не знаю, можно ли с их помощью научиться писать стихи, но после общения с поэтом умение слушать и понимать стихи обретают многие. Выступая перед читателями (что мне приходилось наблюдать не раз!), Шварц ставит перед собой главную задачу: пробудить интерес к слову, а значит, и уважение к родному языку. Делать это можно разными способами. Марк часто использует самый верный: юмор. Его скороговорки – трудные, и гораздо более трудные, потому что смешные. Попробуй без улыбки выговорить: «Не долби, балда, по болту кувалдой!», или «Царёв псарь всем псарям царь!». А вот совершенно завораживающая: «Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле».
В стихах Шварц, по преимуществу, сатирик. Некоторые его стихи похожи на басни. Героями в них становятся животные, хотя высмеиваются разнообразные человеческие недостатки. Афоризм в начале стихов о термитах – типично басенный: «Не приглашайте в дом термитов, термиты не бывают сыты…», а потом эта мысль развивается. В стихотворении «Верблюд» Лев, царь зверей, велел каждому своему подданному привести пять доказательств, что тот не верблюд. И «все написали свои доказательства». Кроме Верблюда, который предъявил грандиозный аргумент: «Разве не ясно, что я – не верблюд?!»
Если детей поэт развлекает и развивает, то взрослых – увещевает и высмеивает. Чаще всего ирония в детских стихах Шварца направлена на родителей. Как признается поэт, темы ему исправно поставляет память о собственном детстве, а «главное ощущение детства – это вездесущая агрессивная несправедливость, несоответствие правил и жизненных обстоятельств». Конечно, обид может накопиться столько, что ничего не остается, как откликнуться «чернушкой», впрочем, совершенно замечательной:
Чтобы я поздно гулять не ходил,
Папа каток на меня накатил.
Я исправляюсь, гулять не хожу.
Ковриком папе и маме служу!
Однако взрослое – взрослым, а детское – детям. Ведь бесконечная борьба за справедливость может тоже стать агрессивной, а значит, может детям и навредить. Потому что у них появляется такой «комплекс полноценности», что требовать от них чего-либо уже бесполезно. Мне милее не те стихи поэта, где он с шашкой наперевес бросается на баррикады прошлого, где все еще расстреливает ненавистный авторитаризм, а те, где любовь к детям разливается живым теплом:
По зимнему лесу
Лыжня, словно рельсы,
И мчится по рельсам
Состав без колес.
У каждого вагончика
Шапочка с помпончиком.
А впереди учитель
Пыхтит как паровоз!
Ольга Корф