Лев Григорьевич Яковлев – поэт, прозаик, переводчик, критик, глава редакционно-издательского центра «Черная курица», хорошо известен всем, кто имеет отношение к детской литературе. Родился он в 1954 году в Москве. В детстве учился музыке и живописи. Окончил Институт народного хозяйства им. Г.В.Плеханова, затем служил в армии, солдатом в пожарных войсках, работал художником-оформителем в Якутии, лаборантом в Бурятии, был истопником, сторожем на макулатурной базе, сторожем на стройке… Писал стихи, посещал семинар Якова Акима в московском отделении Союза писателей.
В молодости Лев горячо увлекался многими вещами, например, он часто бывал на знаменитых в 70-80-е годы слетах авторской песни, но особенно любил цирк, писал сценарии для цирковых представлений, репризы и сценки, общался со знаменитостями и гениями, такими, например, как Юрий Никулин… Позже, в 1996 году у него вышла книга под названием «Веселый цирк», в которой были стихи и истории, рассказы в стихах, сценки и анекдоты. Стихи в этой книжке веселые, добрые и очень детские, хотя и не без подтекста. Мои любимые – про клоунов:
Клоун Рыжий,
Клоун Белый,
Клоун трус
И клоун смелый,
Клоун Бом
И клоун Бим –
Клоун может
Быть любым.
На проделки их глазея,
Мы кричим:
— Вот это да!
Только клоуна злодея
Не бывает никогда!
Почти одновременно с «цирковыми» стихами появились другие: в 1981 году у Лёвы родился сын Петя, ныне тоже ставший писателем. О нем и для него тогда были написаны стихи, трогательные, теплые, но тоже смелые по форме и остроумные. Первая публикация стихов Льва Яковлева относится к 1982 году: два стихотворения, «Что стряслось?» и «Снежный ком» были напечатаны в «Мурзилке». Первой его книгой оказалась книга переводов стихов дагестанца Рауфа Талибова. А собственная книжка стихов появилась в 1991 году, через восемь лет после сдачи рукописи в издательство «Малыш». Называлась она, естественно, «Про Петю». Герой этой книжки, непоседа, озорник, выдумщик, радуется всему – ведь на свете так много увлекательных занятий: можно рисовать и петь, играть и просто бегать, можно дружить и совершать открытия чуть ли не под каждой травинкой, – но иногда приходится удивляться тому, что другие люди всего этого не умеют. Девизом всей жизни поэта стал девиз его маленького героя из стихотворения «Я бегу»: «Бегу я, потому что стоять на месте скучно». Поощряли эту страсть к движению старшие друзья-учителя Юрий Кушак и Сергей Иванов, понимающие редакторы и друзья-соратники по литературному цеху.
В 1991 году Л.Яковлев стал главой «Черной курицы», костяк которой составляли молодые, начинающие (ныне это – ведущие детские писатели): Борис Минаев, Владимир Друк, Тим Собакин, Сергей Седов, Олег Кургузов, Юрий Вийра, Марина Бородицкая, Марина Москвина, Юрий Нечипоренко, Александр Торопцев… Поддерживали их тогдашний главный редактор журнала «Пионер» Олег Мороз и известный критик Лола Звонарева. При участии «Черной курицы» было подготовлено, наверное, несколько сотен макетов, учитывая, что Яковлев, в соответствии с веяниями времени, придумывал все новые и новые серии. Он составлял модные в 90-е годы энциклопедии, но продолжал мечтать о том, чтобы публиковать произведения любимых писателей, настоящую художественную литературу. Конечно, не только мечтал, но и делал – благодаря ему, многие авторы, представляющие новую волну детской литературы, дождались своих книг. К услугам «Черной курицы» обращались многие детские издательства: «Белый город», «Росмэн», АСТ, «ЭКСМО-Пресс», «Эгмонт-Россия», «Махаон» и многие другие. Последние проекты Яковлева связаны с «Махаоном», где появились сборники произведений современных авторов – «Новые сказки», «Новые истории», «Новые стихи», а также готовится к изданию серия книг в жанре фэнтези, которую Л.Яковлев составляет и для которой пишет сам. Ранее он уже работал в этом популярном жанре: Лев и Пётр Яковлевы написали несколько книг о приключениях Серка – «Серк и Пророчество», «Серк и Двойной Жезл» и другие (по замыслу серия должна была включать шесть книг)… При всей загруженности писателя, обремененного разнообразной деятельностью, постоянно и страстно участвующего в литературной борьбе, книжки у него все время выходили. Например, «Обожалки Чегоши» – веселые стихи, написанные для малышей от имени маленького зеленого червячка, вместе с которым Лёва вел телепередачу для любителей чтения, а также самим поэтом в подражание Чегоше. Свое кредо Чегоша, существо озорное и доброе, выразил в двух замечательных строчках:
Я обожаю обожать
И ненавижу обижать!
Чегошины сочинения навеяны стихотворчеством самих детей, но Лева не без лукавства вложил в его уста некоторые «полезные замечания» и «ценные указания». Например:
Я обожаю романы Дюма,
Но и от Пушкина я без ума!
Или такое, философское двустишие:
Я обожаю королей,
Но скоморохи веселей.
Постепенно Чегоша раскрепощается так, что начинает упражняться в иронии:
Я обожатель
стррррашных
дрррррак…
Шучу, я не такой дурак.
Лёвины обожалки, конечно, сложнее. По форме. Иногда сквозь юмор и иронию Яковлева прорывается лирический поэт. Это вполне объяснимо: всегда опираться на юмор, имея дело с детьми, нельзя: бесконечная шутливо-ироничная интонация приедается и становится пустым звуком, утомляет, как все чрезмерное. Поэт передает читателям более тонкие чувства. Вот маленький шедевр – «Обожалка про снегопад»:
Легкое снежное
Кружево крошится
И засыпает
На белой земле…
Смотрит в окно
Удивленная рожица,
Мной нарисованная
На стекле.
Ольга Корф