Георгий Александрович Балл родился в Москве в 1927 году. В 1948–м окончил МГИМО. Работал в международном отделе Московского радио (1948-53), собкором Всесоюзного радио в Свердловской области (1953-54), редактором в журнале «Советские профсоюзы» (1954-58). Печатается с 1958 года. Член Союза писателей СССР с 1966 года. Автор множества книг прозы, прежде всего для детей. По сути своей нонконформист, Георгий Балл, так же, как его друг Генрих Сапгир, как Я.Сатуновский, И.Холин, не мог расположиться со своими взрослыми произведениями на ограниченном идеологическими рамками советском литературном пространстве. Его творения существовали отдельно от официального литературного процесса, став частью самиздатовской, «списочной» культуры. В 60-е годы он писал и для детей, и для взрослых, но публиковалось только детское. Появилось более 25 книг: сказки, рассказы и пьесы. Некоторые их них написаны в соавторстве с женой, Галиной Демыкиной. «В 60-е годы я читал свои рассказы в домах, меня приглашали, — вспоминал писатель, — а в последнее время они опубликованы во всех журналах у нас и за рубежом». «Последнее время» — это с середины 80-х, когда последовала «реабилитация» всего его наследия, сопровождаемая публикациями, премиями, признанием. Г.Балл — лауреат Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу (1989), лауреат премии радиостанции «Немецкая волна» (Кельн, 1992), лауреат Фестиваля малой прозы им. И.С. Тургенева (1998) и Сетевого литературного конкурса «Улов» (I место в разделе прозы в конкурсе осени 2000 года).
Несколько поколений детей выросли на его замечательных сказках и рассказах, которые вошли в книги: «Малышка», «Солнечное зернышко», «Великан и я», «Дорога в лето», «Новичок на прогулке», «Что было бы, если бы», «Лесной кораблик», «Ветерок», «Алошка» (в соавторстве с Г.Демыкиной), «Дом-корабль», «Зеленая шишка», «Жук — Кривая горка», «Зобенька и серебряный колокольчик», «Аленкины дорожки», «Торопун-Карапун и тайны моего детства», «Солнечные прятки», «Тигрушка-Добрушка», «Как Забодай-Забодайка в гости приглашал», «Как щенок потерял и нашел свой голос», «Городок Жур-Жур» и многие другие. В рассказах и философских миниатюрах Георгий Александрович, многое повидавший в жизни (вот уж кого с полным правом можно назвать бывалым человеком – профессия журналиста в свое время «помотала» его по земле, подарив массу интересных встреч и наблюдений), соединил в себе талант философа, сказочника и мастера взрослой прозы.
В небольшом рассказе-притче «С Бухты-барахты», опубликованном в «Кукумбере» (№2, 2004 г.), он говорит с детьми о таком серьезном вопросе, как злопамятство и неумение прощать обиды. Гора, точнее, горка, которая приносила детям много радости и летом и зимой, да и называлась поэтично и смешно – Бухта-барахта, ушла с исконного своего места, потому что одна девочка неудачно упала с нее и попросила папу срыть горку. Тот прислал экскаватор. И скоро на месте, которое звалось Бухтой-барахтой, сделали сквер с фонтаном. Однако в сердце рассказчика поселилась грусть: «Но мне почему-то жалко нашу горку. Где она теперь? Кто весело спрашивает дома:
— Ну откуда ты такой прибежал? – смеется, — неужели с Бухты-барахты?!»
И все же не сам материал становится для писателя важнейшей составляющей творчества, а острота чувств. Балл, пожалуй, наделен сверхостротой. Он умеет так сосредоточенно углубиться в человеческие переживания, как может это сделать только отшельник – недаром одна из его книг носит символическое название – «Трубящий в тишине». Однако его разговоры, ведущиеся в уединении, всегда обращены к людям: ведь сквозная тема его творчества – преодоление одиночества – невероятно близка не только взрослым, но и детям.
Ольга Корф
Рассказ Ольги Бухиной о книге Галины Демыкиной и Георгия Балла «Алошка» вы найдете на сайте интернет-журнала «Папмамбук».