В новое тысячелетие детская поэзия въехала на лихом коне игровых стихов. Так долго поэтам не разрешали смеяться, что теперь, кажется, маятник слишком далеко качнулся в другую сторону. Теперь лирических стихов днем с огнем не найдешь. И хорошо, – скажете вы, пускай поэты веселятся вместе с детьми. Пускай. Но это все равно, что в бинокль смотреть только с одной стороны, все равно, что телевизор смотреть, а книжек никогда не читать, все равно, что Землю изучать по карте, не представляя, что есть и глобус…

Без стихов Елены Григорьевой, лирика по природе, по сути дарования, детскую современную поэзию представить невозможно. Есть стихи, которые радуют ум – о таких недаром говорят – остроумные. У Григорьевой тоже есть стихи веселые и остроумные. Например, отгадки в рифму:

— Эта лужа – для спанья, —
Сыну говорит…
(Свинья)

Если верить ученому Брему,
Не умеет летать страус…

(Эму)

Или написанная вместе с Инной Гамазковой ОТНЮДЬ НЕ РЯДОВАЯ «Азбука»! Или стихи про холодильник, который утром зазвенел, потому что рассеянный папа положил в него будильник…Или стихи про другого папу, необыкновенного красавца, у которого «глаза, словно сливы – раскосы, красивы», который «длинные уши на солнышке сушит»… в общем, он «храбрец и красавец, зовут его – Заяц!».

А стихотворение «Весело» начинается так:

Если я закричу,
Всех ворон перекричу!
Если я затопочу,
Лошадь перетопочу!
Если я захохочу,
Эхо перехохочу!

А самое главное – дальше:

А почему я так кричу,
Топочу и хохочу?
А потому что –
ВеСеЛо!!!

То есть важнее проявления эмоций ЧУВСТВО, которыми оно вызвано. Елена Григорьева – поэт тонких чувств, ее стихи радуют сердце. Каждое открытие чего-то нового в мире – это и открытие ранее неведомого в себе. Как будто поэт дает возможность маленькому человеку увидеть обратную сторону Луны, почувствовать что-то, пока непонятное, недоступное! И от этих новых переживаний растет душа. Стихи Григорьевой возвышают душу, но происходит это безо всякого нажима и пафоса – легкость полета приходит в них вместе с задушевной интонацией, просто донесенной сложной мыслью. В программном стихотворении «Мечта» именно такое, «простое», начало, – исток красивой метафоры:

Слово «мечта»
На «мачту» похоже…

И далее, развивая свою находку, отправляя лирическую героиню в плавание на воображаемом корвете, поэт приводит читателей к такому выводу:

И держится мачта,
Не гнется мечта.
Я знаю, что общее в них:
ВЫСОТА!

Обычно Елена Григорьева говорит о высоких чувствах тихим голосом, тем и вызывая безусловное доверие. В старом сборнике молодых авторов я нашла стихотворение Григорьевой, первая строчка которого дала название всей книжке:

— А какое сегодня утро?
— Утро такое, как будто
Легкая светлая речка

Вплывает ко мне на крылечко.

— А чем оно пахнет, утро?
Тихое, летнее утро?

— Пахнет дождем грибным
И молоком парным,
И солнечным теплым светом…

— А как ты узнал об этом?
— Я просто окно распахнул
И капельку утра вдохнул.

Такое, восторженно-умиротворенное ощущение жизни сохранилось у автора этих строк на долгие годы. Во всяком случае, заглавное стихотворение взрослой лирики Григорьевой – «Окно выходит в сад», – из этого же, детского состояния души. И еще настроение в этой взрослой книжке, выпущенной автором за свой счет под псевдонимом «Нигри», такое, как в замечательных детских стихах – «Во мне сидят два голоса и ссорятся вполголоса…». Один из этих голосов – хвастун, а другой – «наверно, голос совести…». Впрочем, второй голос постоянно побеждает. Голос совести появляется потому, что герои ее стихов умеют любить и сострадать, жалеть тех, кто рядом, согревать их лаской и теплом. И особенное сердечное внимание отдается тем, кто уже стар, будь то любимая бабушка, рядом с которой приходит душевный покой («Бабушка»), или старый ворчливый стул, без которого обитатели дома чувствуют себя неуютно («Старый стул»).

А как чарующе прекрасно и ново «озвучена» любовь к маме в стихотворении «Тень» – одном из лучших на эту тему в отечественной детской поэзии. Тень «все за мамой повторила, а улыбку – не смогла!». Герою стихов Григорьевой, как и воздушному шарику из одноименного стихотворения, «на мир посмотреть ИНТЕРЕСНО!». Так же, как были интересны самой Елене Валентиновне Григорьевой все дела, за которые она бралась.

Москвичка, выпускница Московского государственного института культуры, Елена Григорьева работала в детской библиотеке, в знаменитой Ломоносовской. Где устраивала такие шумные, такие интеллектуальные, такие многолюдные «массовые мероприятия», как это тогда называлось, которые навсегда запоминались читателям. Меня она однажды потрясла тем, что на одном театрализованном литературном вечере на историческую тему, изображая великого полководца Суворова, сумела на одной ножке перепрыгнуть через стул! Стихи Елена Григорьева писала, кажется, всегда, а публиковалась в коллективных сборниках: уже упомянутом – «Какое сегодня утро» (1980), составленном по итогам VII Всероссийского совещания молодых литераторов 1978 года, «Апрельский дождь» (1986), «Необычный дирижер» (1991), «Спросите меня» (1988), «Классики» и др. Постоянно печаталась в периодике – в «Мурзилке», «Пионере», «Костре», «Веселых картинках», «Кукумбере»… В 1982 году вышла книжка «Потому что весело».

Блестящий редактор, Елена Григорьева работала и журнале «Клепа», в РИЦ «Черная курица», в издательствах «Белый город» и «Оникс». Также сотрудничала с издательством «Росмэн», работала в журналах «Наша школа» и «Работница», сама издавала журнал «С нами Бог». Автор нескольких книг в серии «Святое твое имя». В настоящее время пишет сценарии для телеканала «Держава». Самой значительной ее прозаической работой я считаю пересказы русских былин, работой, замеченной понимающими людьми (эти пересказы принесли Григорьевой звание лауреата IV Артиады России), блестяще талантливой и оригинальной. По чистоте языка и стилистической выразительности мало что может с этими пересказами сравниться в литературе последних лет.

Ольга Корф