(интервью в коротких историях с детским писателем Сергеем Георгиевым)
Однажды на встрече с юными читателями детскому писателю Сергею Георгиевичу Георгиеву задали вопрос: – Для кого Вы пишете: для детей или для взрослых?
И он ответил:
– Я пишу для себя. Мне это интересно, мне нравится этим заниматься. Я не пишу ни на какую тему, я пишу о том, что всколыхнуло эмоционально. Я пишу просто, чтобы себя порадовать, получить от этого удовольствие.
А я подумал: «Почему бы и мне не получить удовольствие, не попытаться рассказать то, что я узнал об этом очень хорошем детском писателе из беседы с ним во время ‘книжкиной недели’ в старинном городе Арзамасе так, как он рассказывает о знакомых девчонках и мальчишках, например, в серии коротких рассказов ‘Один мальчик – одна девочка’?»
И вот что из этого вышло.
Один мальчик,
когда был совсем маленьким мечтал стать лётчиком, как папа. И он представлял себе, что вот к дому, где он живёт, привезут такой маленький самолётик, и он сядет в него и будет летать.
Потом он подрастёт, пойдёт в школу, и ему привезут новый самолёт, побольше.
Когда станет пятиклассником или шестиклассником, получит самолёт ещё больше.
И так далее.
А когда он станет совсем большим, у него будет такой же большой самолёт, как у папы.
Но к тому времени, когда мальчик подрос, его папа уже работал в шахте горным инженером.
Один мальчик,
ученик первого класса Серёжа был потрясён, когда обнаружил, что сам от первой до последней страницы прочитал книжку Мамина-Сибиряка «Охонина охота». Книжка была большого формата с прекрасными рисунками.
И ещё Серёжа понял, что теперь может подходить к книжному шкафу, брать любую книжку, и прочитать её – ему по силам.
Один мальчик
хотел стать музыкантом. И он даже пел в ансамбле старинной музыки «Хорал», когда учился в университете.
Но оказалось, что музыканты должны просыпаться рано по утрам, а мальчик был «совой», не «жаворонком», и вот он стал уверять всех, что ему для музыканта не хватает таланта.
Так он решил стать сочинителем правдивых историй.
Потому что, кажется, это единственная профессия, которая не требует очень рано вставать по утрам.
Один школьник
полюбил «Капитанскую дочку».
И даже когда стал взрослым детским писателем Сергеем Георгиевым перечитывал её не реже двух раз в год. Поразительно, но он до сих пор не может понять, в чём секрет этой любви. Детально знает, что произойдёт с Гринёвым, Машей, но читает и очаровывается снова и снова… с детства и на всю жизнь.
Один мальчик,
Когда ещё учился в шестом классе, за сорок пять минут на уроке истории написал гениальное произведение. Это был рассказ о том, как один фараон собирался построить себе пирамиду, и пригласил архитектора. А архитектору очень не хотелось строить пирамиду, и он стал убеждать фараона, что это совершенно глупое занятие, что пирамида будет всем мешать. А фараон говорил, что наоборот – это хорошо, туристы будут ездить.
Рассказ был опубликован в школьной стенгазете. Вся школа его читала и успех был потрясающий.
Мальчик вырос и стал детским писателем Сергеем Георгиевым. Но такого необыкновенного успеха, по его собственному признанию, он больше не переживал.
Один студент
третьего курса университета, поскольку у него появилась пишущая машинка, отправился на отцовскую пасеку в глухую тайгу. Куда же ещё отправляться талантливому человеку с пишущей машинкой, как не к пчёлам?
И там, слушая жужжание пчёл, без помех за лето сочинил такие весёлые и интересные истории про своих школьных товарищей, что когда он вернулся к осени в город, его рассказы напечатали в журнале, а сам он стал лауреатом всесоюзного конкурса.
И школьные товарищи, фамилии которых он скрывать не стал, на него не обиделись, а совсем наоборот, читали и радовались.
Одна девочка
по имени Таня — дочь детского писателя Сергея Георгиева, когда ей было пять лет сочинила сказку. И однажды к ним в гости пришла писательница и главный редактор сказочной газеты «Жили-были» Ксения Драгунская. Она прочитала сказку и потихонечку от Тани и её папы у себя напечатала, чтобы и другие могли эту замечательную сказку прочитать.
А маленькая Таня выходила, как все дети, поиграть во двор и говорила: «Вообще-то я писатель, я сказки пишу… – потом делала паузу и добавляла: – Ну, и папа у меня тоже писатель».
Один очень хороший художник
и даже академик – Евгений Григорьевич Монин, очень любил болтать с девочкой Таней по телефону.
А так как ему приходилось рисовать много иллюстраций для разных книжек, то прийти в гости к ней и её папе он никак не мог. То есть, он не раз разговаривал, но никогда девочку Таню не видел.
И когда однажды папа Тани пришёл к Жене (так запросто звали художника его друзья), чтобы посмотреть рисунки к своей новой книжке, то он был поражён и, даже слегка обалдел, обнаружив, что героиня сказки «Принцесса Климентина» на рисунках не кто иной, как его дочь Таня.
Один писатель,
сочинитель правдивых историй, очень гордится своей книгой «Домик солнечного зайца» не только потому, что её любят юные читатели, но потому, что его героем стал родной племянник Санька.
Они жили в разных городах и виделись не часто. Писатель стал представлять себе, что происходит, стал придумывать ситуации, в которые Санька мог бы попадать, и как он мог бы себя вести, как бы он ответил, как поступил.
Однажды, когда племянник приехал с бабушкой к дяде, тот прочитал ему рассказ и Сашуня напрягся: «Откуда знаешь?», а писатель понял, что он «попал в характер».
Один писатель
удивился, когда прочитал о себе в «Энциклопедии русских писателей 20-го века»: «Сергей Георгиев – автор романа ‘Запахи миндаля’ и нескольких десятков книг для детей».
Он даже немножко обиделся, потому что хотя «Запахи миндаля» его действительно лучшая, но единственная взрослая книга, а он детский писатель, и ни одна его книжка для детей в этой энциклопедии не поименована, хотя «Ёлки-палки: фельдмаршал Пулькин!», например, больше десяти раз переиздан и переведён на иностранные языки, в том числе на такие как сербский, вьетнамский. А кроме того, он драматург, автор театральных пьес и десятков сценариев детского юмористического киножурнала «Ералаш».
Один писатель,
автор весёлых школьных рассказов однажды, когда обнаружил, что в театрах уже года два или три снова ставят его пьесы «Школа начинающего волка», «Шуршики», вдруг всполошился: «А что это я, театральный драматург, репертуарный драматург за последние пятнадцать лет не написал ни одной новой пьесы?»
И вот у него появился персонаж – поросёнок с не очень поросячьим характером. И он стал его оживлять, «толкать» поросёнка в разные ситуации, думать, что с ним можно сделать…
Дождёмся новой пьесы Сергея Георгиева?
Один писатель,
читая «Ни дня без строчки» одного из любимых своих писателей Олеши, сначала никак не мог понять, почему у Юрия Карловича происходит возврат к одному и тому же.
Постоянно возникает «рогатый велосипед», «шуршащие воробьи»… Вроде он уже отработал это – опять воробьи, опять вроде бы то же самое, но лучше, интереснее, точнее. Потом то же самое, но гораздо более скупо, литературно слабее. Зачем, если уже получилось, возвращаться?
Потом он понял: потрясающую вещь сделал Олеша, примерно то же самое, что Илья Ильф. Он сумел на бумаге поймать живой пульс человеческой мысли. Если бы он начал чистить, править, пульс ушёл бы.
Один писатель
признался, что очень любит и перечитывает не только «Капитанскую дочку» но и «Театральный роман».
Он получает огромное удовольствие от того, как из слов возникает мир, становится объёмным, зримым.
Получает наслаждение, когда сама жизнь зафиксирована перенесена на бумагу.
И совершенно бывает потрясён, и не может понять, в чём эта магия.
А у Булгакова любит даже его ранние работы, мелкие, например ту, где петуха напоили.
Один детский писатель,
который был знаком с Юрием Иосифовичем Ковалем, считает его величайшим, крупнейшим детским писателем ХХ века. Считает, что его творчество вершина абсолютно непревзойденная, недосягаемая. Он утверждает, что такого интересного, чудесного, красивого, богатого точного, образного русского языка в ХХ веке не встречал, притом что это сочетается с необыкновенной любовью героя к тому миру, в котором он живёт.
Он счастлив, что был знаком с Ковалем, но дело даже не в этом, достаточно просто читать его книги.
И всё сказанное справедливо без преувеличения, а Коваль был не только писателем, но ещё и поэтом, певцом, скульптором, художником.
Талантливый человек талантлив во всём.
Один хороший детский писатель
родился 9 июля. И это здорово, потому что в жаркий летний день рождения посидеть с друзьями в тенистой беседке, поговорить о том, о сём, послушать жужжание пчёл это не то, что слушать вой ветра за окном в январе или феврале. И не бояться вдруг хлынувшего короткого тёплого дождика, и радоваться потом радуге, раскинувшейся на полнеба.
Сергей Георгиевич Георгиев родился в 1953 году, так ему сказала его мама.
А в паспорте чиновники записали неправильно: 1954 год. Конечно, это не очень здорово, ведь пенсию он начнёт получать на год позже, чем положено.
Но это и не страшно, потому что когда этот хороший детский писатель придумывает свои замечательные истории про драконов, богатырей и принцесс, про кошек и собак, про мальчишек и девчонок, он сам становится озорным неугомонным мальчишкой.