Александр Дмитриевич Дорофеев родился в Москве в 1952 году. Окончил факультет редактирования и журналистики Полиграфического института.
Писать начал с юных лет, первая публикация – рассказ о рыбалке — напечатан в журнале «Рыбоводство и рыболовство» в 1969 году. Первая же книжка – «Белый воробей» (1979) – привлекла внимание критики, настолько свежим и своеобычным был авторский слог.
Дорофеев – человек широких интересов. Конечно, главное поле его деятельности – литература, но он еще и отличный редактор (некоторое время был ответственным секретарем журнала «Мурзилка»), и художник (возможно, новый его роман выйдет с рисунками автора). Работал он также реставратором, участвовал в археологических раскопках…
Путешественник он заядлый, и однажды его на целых десять лет занесло в Мексику, где жизнь подарила ему массу впечатлений и оригинальных сюжетов.
Когда в 2001-м году, вскоре после возвращения, он читал отрывки из своих новых произведений собратьям-писателям и другой литературной публике, мы остро ощутили, как не хватало нашей приугасшей было литературе иронического оптимизма и импрессионистической смелости Дорофеева. Его «мексиканские сочинения» печатались в периодике — к примеру, в «Октябре», а скоро должен выйти роман «Мексиканский для начинающих». Для детей им написан не один десяток прекрасных книг. До Мексики – «Звезда корабельная», «Ночная радуга», «Заоблачные истории», «Дом в снегу» и другие, включая изданные в «Малыше» книги о Петре I. В новейшее время – в серии «Рассказы о художниках» издательства «Белый город» вышла книга о Кустодиеве, написаны же еще несколько: о Шишкине, Коровине, Ге, а также о древних японцах и майя. Публикаций в периодике у него множество, и он всегда узнаваем, как всякий великолепный стилист.
О чем бы ни писал Дорофеев – о природе, радующей бесконечным разнообразием, о сильных детских впечатлениях, об истории или о живописи, он всегда берет читателей в плен, захватывая их внимание. И «оковами» становятся точные и неожиданные слова. Вот фраза из рассказа «Китовый чемодан»: «Это был единственный чемодан в мире – гигантский, черный, перепоясанный ремнями, как полевой офицер», и этот образ, поразивший читателей в начале истории, растет, обрастает «мясом» подробностей и постепенно превращается в символ мечты. Счастливое волнение испытал герой, когда получил этот легендарный чемодан в подарок: «…я открыл китовый чемодан. Он был немыслимо пустой, и я сразу начал складывать туда все, что попало под руку. Скоро заметил – комната опустела, а чемодан заполнен едва наполовину. Я сел в чемодан, думая, не запихнуть ли туда и елку. Как-то незаметно прилег и заснул. И снились мне в китовом чемодане новогодние сны, в которых был запах елки и океана».
Как часто бывает у Дорофеева, внешне простые вещи помогают достичь настоящих философских глубин. Мысль о всеобщей связанности предметов, явлений и событий не оставляет его героев. А цемент, скрепляющий все на свете, — это слово.
В рассказе «Камень-пламень» речь идет о магии поэтического слова, но волшебной силой обладает слово вообще. Как замечено в конце рассказа: «Вроде знаю, что на слово можно поймать. А ловлюсь и восторгаюсь на крючке». Пойманный, плененный, захваченный, читатель совершенно счастлив, потому что радость жить, чувствовать, понимать и участвовать передается ему от автора, обливает его и освежает, как щедрый дождь. Так что читайте рассказы Дорофеева – лучшее средство от душевной засухи!
Ольга Корф