Туманов Виталий
#20 / 2002
Алло! Тыква? Как слышно?

Люди теперь, наверное, между собой при встречах реже общаются, чем по телефону. Даже по улицам шагают с телефоном: «Алло! Как слышно? Я иду, скоро буду дома».

Оказывается, приспособления для разговоров на расстоянии изобрели ещё в древности. Кто бы мог подумать, что предком телефона была… обыкновенная тыква.

Однажды археологи в Перу, что в Южной Америке, изучали развалины дворца, построенного больше тысячи лет назад. При раскопках обнаружили окаменевшие остатки тыкв, которые, по мнению учёных, служили во дворце… телефоном. Из плодов выскребали сердцевину, хорошо высушивали и, соединив натянутой бечёвкой, укрепляли в разных помещениях. Если по одной тыкве щёлкнуть, звук гулко отдаётся в другой.

Представляете, утром важный вельможа с помощью тыкв передаёт слуге условный сигнал: «Подать мне в постель горячего шоколаду!» И получает в ответ: «Слушаюсь, сейчас принесу».

В древней Персии, у царя Кира имелась для связи специальная служба «Королевские уши». 30 тысяч человек были расставлены по горкам и пригоркам. Они по цепочке передавали друг другу приказания царя. Так за один день докрикивались, например, до другого города, до которого гонцу пришлось бы идти не одну неделю.

Когда в разных странах появились телефонные аппараты, назвали их по-гречески: телефон, что означает: «звук издалека».

с. 28
Хозяин воды

В семье нивха Ытыка, в роду Кернан, выросли, возмужали два сына-погодка: старший Яхвойн и Нявлик. Пришла пора им жениться, своим хозяйством обзаводиться. Исстари было принято, что невест брали из рода Тыкфин, деревни которого располагались ниже по реке, на другом берегу. Туда и снарядили родители парней, уложив им в лодки-долблянки гостинцы для будущих родичей.

Дед Атак торопливо бросил в воду кусочки разной вкусной еды, чтобы задобрить хозяина воды, и заспешил в хижину досматривать прерванный сон про свою молодость и женитьбу. А братья отправились в дорогу.

-Эй-гей-гей-гей! Хорошее утро, быстрая река. У меня за плечами тугой лук и колчан со стрелами, – запел Яхвойн.

-Мы никого не боимся, потому что сильные и метко стреляем из лука, — подхватил песню Нявлик. – Мы едем выбирать невест и скоро будет большой свадебный праздник.

Так, мерно взмахивая веслом, братья пели обо всем, что придет в голову и попадется на глаза. Наперегонки добрались до речной излучины. И вдруг лодки замерли на месте. Глядь, а на вздыбившемся над водой валуне сидит косматый дед. Его длинная зеленая борода разметалась по водяным струям, а огромный чешуйчатый рыбий хвост шлепает по воде, подымая облака брызг.

«Хозяин воды!» – догадались братья. – Это он колдовством остановил лодки».

– Вижу я у вас в берестовых туесах вкусные мясные яства, – проскрипел старик. – До них я большой охотник, а то у меня – все рыба да рыба. Но ваш дедушка Атак поскупился, скудный ясак за вас утром уплатил, только раздразнил мой аппетит.

– Но чем же мы ублажим родственников наших невест? – Огорчился Яхвойн.

-Не беспокойся, я для них пошлю гостинец, которому они будут рады.

Нечего делать, отдали братья хозяину воды туеса с кушаньями. Тот всё съел, усы да бороду водой ополоснул. Потом в ладоши хлопнул, громко свистнул, и на берег из леса выскочила огромная собачья

стая. Замерла в ожидании приказаний хозяина. Тот подал знак. Стая разделилась надвое: одни умчались ниже по течению, другие – выше. Громко лая, они бросились в реку, образовав цепь загонщиков. Собаки

постепенно сближались, а между ними метались сиги, ленки, сомы, щуки… Вытеснив их на отмель, собаки хватали рыбин и несли хозяину. Тот выламывал голову и отдавал удачливой рыбачке в награду за усердие, потроха кидал в реку для младших водяных духов, а туловища складывал в лодки.

– Если научите своих собачек рыбачить, станут вашими помощниками, — сказал хозяин воды. — А пока свежей рыбкой угостите будущих

родственников. Надеюсь, что в праздник кормления воды вы будете щедрее дедушки. Ну, мне пора и отдохнуть.

Старик сполз с валуна, мелькнули его борода да хвост и исчезли в речной глубине.

Когда до краев нагруженные рыбой лодки причалили к берегу, сбежалась вся деревня.

-Ах, какие удачливые рыбаки! – дивились жители. – Вот бы таких

женихов нашим девицам!

-А мы как раз за женами и приехали, — сказал Яхвойн.

В тот же вечер братья посватали приглянувшихся девушек. Долго хозяева и гости пировали у костра. А поутру женихи настреляли всякой дичи, невесты испекли мясо на угольях, приправив душистыми травами. Провели обряд кормления воды по случаю счастливой женитьбы. Щедро бросали в воду кусочки мяса. Они плыли по течению, потом кружились в водовороте и опускались в глубину. Значит, хозяин воды доволен, принимает гостинцы.

В обратный путь братья плыли с невестами, а за ними много-много лодок с новыми родственниками. Три дня станут вместе праздновать свадьбу племена Кернан и Тыкфин. Общими силами построят для молодых деревянные жилища. Обильным будет кормление воды.

…Есть за что нивхам благодарить тол ыса, главного духа воды, ведь только их собаки умеют рыбачить стаей для своих хозяев.

с. 38