Все мои предки со стороны папы проживали в деревне Яутла на севере Курганской области. Если бы я могла продолжить цепочку их имён вплоть до Адама и Евы, то выяснилось бы, что не все мои предки жили в деревне Яутла хотя бы потому, что прародители рода людского находились сначала в раю. А рай находился в другом месте, и условия проживания там были несколько лучше, чем в Яутле. Но всё равно мой папа с удовольствием вспоминает свою малую родину и разные истории, связанные с ней.
Папа рассказывал, что в Зауралье бывали морозы до 57°С. Однажды ночью раздался гул то ли пушечного выстрела, то ли взрыва. Но это был не взрыв, а разрыв. Утром обнаружили, что земля треснула от мороза, и поперёк деревенской улицы прошла трещина шириной в ладонь.
В другой раз ночью всю деревню переполошил собачий лай. Со стороны могло показаться, что здесь живут одни собаки. Оказалось, волки загнали в деревню лося. Он долго носился по улицам и в конце концов перемахнул высоченный заплот возле дома Потапа Савельевича. Оба сына этого жителя Яутлы вернулись после Великой Отечественной войны домой почти невредимыми. Младший, Ефим Потапович, был ранен в самом конце войны. Он был заядлым охотником, и дом себе поставил на самом краю деревни, поближе к лесу.
Однажды весной он заметил, что недалеко от его дома стоит волчица. Охотник махнул на неё рукой. Она отошла на несколько шагов, остановилась и опять стала просяще смотреть на Ефима Потаповича. Соски её свисали до земли. Ефим Потапович сделал несколько шагов к ней. Волчица пошла в лес, взглядом приглашая идти за ней. Так папин земляк и шёл за зверем, пока не пришёл к волчьему логову. Там обнаружилось, что волчата упали в промоину и не могли выбраться. Ефим Потапович вытащил их наверх и завалил злополучную яму валежником. Волчица молча стояла на безопасном расстоянии в стороне.
Многие говорят, что не может того быть, чтобы волки подходили к человеку. Но всё равно, даже если это легенда, что-то же послужило её источником.
Я очень хочу побывать в Яутле и разузнать о других интересных случаях из жизни деревни, в которой жили папа, мой дед, мой прадед и ещё многие мои предки.
Мы продолжаем публиковать истории из вашей жизни. Присоединяйтесь! Каждому есть что рассказать. Почему бы не сделать это? Лучший рассказ в конце года ждёт приз. Почему бы не получить его именно ТЕБЕ? Жду. Дерзай!
Твой Кукумбер
г. Обнинск Калужской обл., 10 «В» класс, школа № 12
Три года назад, когда я училась в седьмом классе, я с папой поехала в Зауралье, в Курганскую область на восьмидесятилетие дедушки Вани. Он живёт в селе Шатрове. Я в первый раз увидела деревенскую улицу и хотела подойти к лошади около стога сена, но папа сказал, что к незнакомой лошади подходить нельзя. Она может лягнуть или укусить.
Папа с дедушкой и дядей Лёней вспоминали о своей жизни, и я с интересом слушала их рассказы. Многое мне было непонятно. Я не знала, например, что такое печная заслонка. Папа мне объяснил, что это такой музыкальный инструмент, на котором можно при помощи напёрстка извлекать плясовую мелодию. Заслонка может быть использована и для вспомогательных целей: закрывать устье русской печи, в которой пекут вкусные пироги. Папа мне также объяснил, что такое вечорки. Это, оказывается, почти то же самое, что дискотека. Только на вечорках музыкальное сопровождение было на гармошке и на балалайке, иногда добавлялась игра на печной заслонке. А вместо танцев была пляска. Наиболее отчаянные плясуны плясали вприсядку и пели частушки. Оказывается, на вечорках в деревне в рождественские ночи случались ужастики, или по-другому страшилки, но не книжные, и не по видаку, а взаправду.
Я из рассказов дедушки и папы узнала о такой истории.
Однажды после вечорок ребята и девчонки вышли на улицу, чтобы разойтись по домам. Луна светила так, что глазам было больно, а лес за деревней казался близким и пугал чернотой.
Вдруг все заметили, что за сугробом около чёрной стены нежилого дома с пустыми окнами торчит свинячья рожа. Все подумали, что это чучело или маска. Наиболее смелые начали с хохотом подходить к чудовищу. И вдруг из сугроба поднялся хряк величиной с большого телёнка. На загривке у него поднялась щетина, глаза засверкали, и он пошёл на ребят. По бокам его рыла торчали страшные зубы величиной с табуретные ножки. Девчонки завизжали, и бросились, кто куда. Ребята не осмелились стоять на месте, и тоже побежали. А страшная свинья кинулась за ними. Все бросились бежать – кто во дворы, кто в огороды. Были и такие, кто забрался на баню. Хряк носился то за одной группой, то за другой, и даже у кого-то зубищами сорвал валенок.
На другой день все пошли смотреть следы. Все сугробы были истоптаны ребятами. Свиных следов в этом снежном месиве не нашли. Никто не мог предположить, откуда взялось это страшилище. В деревне никаких свиноферм не было. Свиньи были в Мостовке. Но выяснилось, что оттуда не исчезала ни одна свинья. Так и осталась эта загадка неразгаданной в истории родных мест моего папы.
Мы погостили ещё немного у дедушки и поехали с папой домой в Обнинск. Дедушка говорил, что можно было ещё сходить в лес и услышать, как воют волки, можно увидеть лесных косуль, которые подъедают стога, увидеть лосей с огромными рогами. Перед весной можно увидеть медвежьи задиры на стволах деревьев, а также и глухариные токовища – это что-то похожее на птичьи дискотеки. Жителям Шатрова памятен случай, когда медведь пришёл во двор шатровской пекарни.
У меня кончались зимние каникулы, и нам надо было уезжать.