Корф Ольга
#67 / 2007
Геннадий Снегирёв

«Пустыня, как море, только вместо воды песок. И песок в пустыне как волны. Волны песка называются «барханы». В сильный ветер барханы передвигаются и засыпают всё на своем пути»…

Геннадия Снегирёва относят к природоведам, мастерам познавательной литературы. На самом же деле он – настоящий поэт, только пишет свои стихотворения прозой. Простыми средствами, кратко, без нарочитых красивостей создает он столь необычную и запоминающуюся картину, что видишь далеко в глубь, гораздо больше сказанного. Таковы его рассказы о деревьях, о птицах и животных из цикла «Чудесная лодка», маленькие повести «Голубая Тува», «Очерки о природе», в которых определено место человека в живом мире – не хозяина, а исследователя и равноправного партнёра.

Неожиданные встречи с обитателями царства животных рождают и необычные слова. Увидел он на болоте лягушку: «Маленькая совсем, а кричит так громко! Поймал я ее, в руке держу, а она даже не вырывается. Спинка у нее серая, а брюшко красное-красное, как небо над лесом, где зашло солнце».

Писатель считает: «Для того чтобы писать для детей, да и для взрослых, нужно очень хорошо знать жизнь и иметь слух на язык».

Жизненный опыт у него был богатый. Родился Геннадий Снегирёв в Москве, на Чистых прудах. Ребёнком был необычным, как говорили раньше, «трудным» — закончил три класса, но ему засчитали четыре, лишь бы ушёл из вечерней школы. Во время эвакуации был подпаском – там, под Чапаевском, он навсегда запомнил красоту волжской степи. Вернувшись в Москву, случайно устроился работать на кафедру ихтиологии МГУ. Общаясь со старыми интеллигентами, работавшими на биологическом факультете, выдающимися учеными, мудрецами, знатоками всего на свете, он и получил образование. Главным его учителем стал профессор В.Д. Лебедев, знаменитый полярный летчик, Герой Советского Союза, личность во всех отношениях необыкновенная. «Как-то я ехал с ним без билета, он положил на меня матрас, а сам на него лег», — с восторгом вспоминал Снегирев. Не теряться, не отчаиваться, искать выход из любого положения – эти уроки пригодились молодому человеку очень скоро. Он занимался боксом, и однажды, когда у него была ангина, вышел на бой, после чего получил серьёзное осложнение на сердце. Два года пролежал, потом поднялся, решил: «пан или пропал» – или выздоровею или умру — и нанялся лаборантом на «Витязь», научно-исследовательское судно, которое отправлялось изучать глубоководных рыб Курило-Камчатской впадины. Болезнь отступила, а многочисленные впечатления от этого и других путешествий скоро стали книгами для детей.

Ольга Корф

с. 36
Палочка-выручалочка (о Феликсе Кривине)

В каждом читающем доме есть книги, которые особенно бережно хранятся на самом видном месте, чтобы всегда быть под рукой. У меня среди таких книг – любимый, потрёпанный уже сборник Феликса Кривина «Учёные сказки». Помню, как поздней осенью 1967 года моя мама, вернувшись из

командировки, вручила мне этот подарок. Помню потому, что невероятно долго тянулось время ожидания её прилёта, а самолет всё не прилетал и не прилетал, и впервые в жизни ко мне пришёл страх, что он может и не прилететь, – страх остаться без мамы… Так что книжка оказалась «палочкой-выручалочкой», и подобную роль она выполняла потом много раз. «Записки Кощея Бессмертного», опубликованные в «Кукумбере», – из той, старой книжки.

Героев этих сказок мы знаем очень хорошо, их истории помним почти наизусть – истории про Золушку, про Царевну-Лягушку, про волка и семерых козлят, сказку про белого бычка… Но Кривин рассказывает о них по-другому, по-новому. И мы убеждаемся, что старые сказки не стареют, потому что их всегда можно рассказать по-другому. А когда становится слишком грустно, я нахожу в этой книжке волшебное средство, которое действует безотказно. Это лекарство от скуки,

обиды и разочарований – юмор. В той небывалой стране, которую придумал Феликс Кривин, всё овеяно юмором. Его остроумные наблюдения, афоризмы, изобретённые им словечки всплывают в разных ситуациях. Чаще всего тогда, когда имеешь дело с неоднозначными явлениями. А по Кривину, однозначных явлений не бывает. Каждое имеет оборотную сторону. Как в любимом моём

рассказе – «Мы с Зайцем идём на охоту», – герой вместе со всеми сначала «травит рыжего», а потом сам внезапно оказывается в роли затравленного.

Очень полезная история для тех, кто любит за компанию кого-нибудь потравить.

Юмор писателя часто бывает грустным, а «философский взгляд» – насмешливым. Однако он никогда не смеётся над теми, кто любит мечтать.

Фантазия – стартовая площадка творческого полёта – уносит читателей от мелочей жизни в те параллельные миры, «которых нет на свете»… И там живут лягушка Кемберли, и жаба Беркемли, и зверь Скрель, и зверь Грэль, и птица Флетти… Но они есть! И стихи про них есть! Так возьмите их в долгую дорогу, и они помогут преодолеть приземлённое существование и пустую суету.

с. 16