Однажды я посмотрел на страницу книжки, которую в тот момент читал, «глазами» одной из буковок, и мне стало как-то не по себе. Бредут мои маленькие братья и сестры однообразными шеренгами-словами, как покорные злой воле автора рабы, все такие одинаковые, унылые и одноцветные…
– Друзья! – закричал я не своим голосом, забыв от волнения, что я человек, а не буква. – Доколе же мы будем терпеть эту серость и эти ужасные ровные линейки? Давайте вырвемся отсюда на волю, где будет нам счастье и разнообразие!
Но несчастные буковки меня не услышали, продолжая всё так же покорно тащиться по параллельным дорогам-строчкам…
И тогда я решил сам раскрашивать слова, чтобы подарить хотя бы немногим буквам свободу и радость разноцветья. Первым я нарочно выбрал самое скучное для многих слово «математика». И вот что у меня получилось.
Каким весёлым сразу стало это пугающее слово, каким неожиданным и притягивающим! Но на этом сюрпризы не закончились. Как будто в благодарность за маленький фейерверк, буквы открыли мне удивительную тайну этого слова. Посмотри: красные буквы образуют слово МАМА, синие – слово ТЕТКА, ну а зелёная буковка И – связывающий их союз. А все вместе складывается в забавную фразу: Математика – мама и тетка! А ведь действительно, для кого-то математика – мать родная (для меня, например), а для кого-то – тётка злая.
Здорово! Оказывается, в некоторых словах как будто прячутся, встроены другие слова, причём порядок букв в них не меняется. Поэтому я назвал эти словесные диковины встроями, после чего показал первые примеры поэту Герману Лукомникову. А он в ответ взял другое «скучное» слово «комбинезон» и тоже стал его раскрашивать. Вот какой встрой вышел у него.
Надеюсь, ты уже догадался, какую тайну скрывало это слово – после расшифровки получается смешной, пусть и не очень понятный стишок:
Комбинезон. –
Ко мне, бизон!
Ещё один рифмованный встрой нашёл другой поэт, Борис Гринберг, который тоже подключился к нашей игре. Только он уже не раскрашивал буковки, а вытягивал их.
То есть сначала читаются самые высокие буквы, потом – те, что пониже:
Казачество
за качество!
Ух, ты! Сколько же здесь возможностей открывается. Буквы теперь могут быть не только разного цвета, но и разного роста. Совсем как люди! Перепробовав тысячи слов – а найти встрой совсем не просто – я всё-таки нашёл несколько подходящих примеров; в одних я тянул буквы за уши, в других – раскрашивал. Однако знакомый художник и специалист по каллиграфии Сергей Орлов сказал, что есть ещё одна возможность – записывать разные составные части встроя разными красивыми почерками. И он продемонстрировал свое искусство на нескольких моих примерах. Особенно мне понравилось, как получился встрой ПОСЛАНИЕ (т. е. Послание. Поле, сани…). Эту картинку хорошо бы приклеить на новогоднюю открытку или конверт:
А эту красивую надпись вполне можно повесить на каком-нибудь храме, как завет христианам:
Т. е. Христианину: храни Истину!
Ещё несколько встроев в том же совместном исполнении:
Стадион –
ад и стон!
Демократия, дети, мокрая.
Литература – Лета и траур.
Безделье –
бед зелье.
Ну, а под конец опять же вернёмся к математике - куда же без неё. Вот бы такую надпись на школьный учебник:
Математика — мама и тетка!
Буквы не очень-то любят открывать свои тайны – тут нужен особый подход и огромное терпение. А поиск удачных встроев и вовсе, наверное, одна из самых трудных словесных игр. Но рано или поздно ты обязательно освоишься в ней, и она станет частью твоей жизни. И тогда все слова станут для тебя разноцветными…
Недавно я сделал удивительное открытие. Оказывается, каждая лошадь – немного лягушка! Не веришь? Но ведь она же лягается. А как можно назвать того, кто лягается? Только лягушкой! Думаешь, я пошутил? Тогда посмотри на эту симпатичную лошадку, а потом поверни картинку на 90 градусов (то есть не вверх ногами, а наполовину) по часовой стрелке, и перед тобой появится … лягушка.
Ну что, убедился? Теперь ты, конечно, не удивишься, если я тебе скажу, что каждый орёл – немножечко… осёл. А вот и доказательство!
Если этот расшитый золотом генеральский погон с гордой надписью ОРЁЛ опять повернуть на 90 градусов только уже в другую сторону (то есть против часовой стрелки), то ты увидишь, как эта надпись превратится в противоположную по смыслу. Так что если вдруг почувствуешь себя орлом, не зазнавайся!
Как раз о таких хитрых надписях, которые можно прочитать и после поворота на 90 градусов, я и хотел поговорить в этот раз. Называются они ортогоналами, и придумывать их чрезвычайно трудно. Мне, например, пришлось испортить немало бумаги, прежде чем стали получаться надписи вроде той, что на погоне. Зато потом мне так понравились эти волшебные превращения, что я стал превращать всех и всё подряд. Взял, например, и превратил свою знакомую Ольгу в рубль (эту и последующие надписи мне помог красиво оформить художник Сергей Орлов):
Такие превращения даже Бабе-Яге не снились! А вот, кстати, и она.
Хочешь с ней подружиться? Нет ничего проще! Поверни эту надпись по часовой стрелке, и Баба-Яга вмиг станет твоей подругой.
Подружиться с ортогоналами так же просто, как с Бабой Ягой, не получится. Для этого надо сначала научиться писать одну и ту же букву по-разному. Вот, например, в надписи БАБА-ЯГА три буквы А, и все написаны по-своему. При повороте одна переходит в букву О, другая – в букву Р, а третья – опять в А. Да что там три! При желании эту замечательную букву можно превратить в половину алфавита! Я как-то сидел и выписывал самые разные по написанию буковки А, и вдруг они у меня сами собой сложились во фразу ВЕРЬ В БОГА (наверное, у букв есть какое-то свое божество, которого они боятся). В этой удивительной надписи восемь разных букв А, и каждая превращается при повороте в новую букву!
Но лучше мы перейдем к примерам попроще и повеселее. Если это подмигивающее слово КУКЛА повернуть по часовой стрелке, оно превратится в другое, очень солнечное и тоже радостное, слово – ПАПУАС.
Ну, а это слово – ДУНАЙ – нарисовано в виде рыбки неспроста. При повороте (против часовой стрелки) оно превращается в название рыбы – ВОБЛА. Правда, вряд ли вобла водится в реке Дунай. Впрочем, в таких случаях как раз и говорят, что вобла и Дунай перпендикулярны…
Следующее хитрое словечко наверняка понравится тому, кто вечно ссорится с девчонками, потому что после поворота листа против часовой стрелки изящная надпись ДАМЫ превращается в обидную – БЕДА.
В общем, ты видишь, что в каждом слове заключена тайна. Встряхнув слово, переставив буквы или записав их разными почерками, мы можем разбудить его, и тогда хоть краешком эта тайна приоткроется нам, неуловимая и прекрасная. Как речная нимфа, наяда… Может быть, поэтому я и придумал такой ортогонал: ТАЙНА-НАЯДА.
Как бы то ни было, играть со словом, раскрывать его удивительные тайны – чрезвычайно интересно и здорово! Иногда так и кажется, что оно трепещет у тебя в руках, как чудесная серебристая форель, только что выловленная из речки по имени Речь… Словно в подтверждение, слово ФОРЕЛЬ, если «положить» его горизонтально превращается в ЭРУ ИГР.
Рисовать «перпендикулярные» словечки нравится не только мне, и конечно же, не мог пройти мимо ортогоналов знаменитый мастер всяческих игр с почерком Дмитрий Авалиани (1938-2003). Вот только один из его примеров: ВЕТРЫ-БАНДА (поворот против часовой стрелки).
Об этих удивительных и загадочных ортогоналах можно говорить ещё долго, но надо вовремя остановиться. А то боюсь, как бы у тебя уже не возникло отвращения от вращения в разные стороны привычных с первого класса буковокJ. Поэтому закончу тем же, чем и начал – хитрой картинкой (автор – Ирина Явнели). Посмотри на эту зловещую киску и догадайся, на кого она смотрит. Ну, а как искать ответ, ты уже прекрасно знаешь, не правда ли?
С некоторых пор я стал с опаской смотреть на себя в зеркало – а вдруг я увижу там кого-нибудь другого? Тут ты, конечно, скажешь: «Глупости! Зеркало всегда повторяет то, что перед ним находится». И будешь не прав! И сейчас я тебе это докажу.
Во-первых, зеркало всегда путает правое и левое. Если ты, например, поднимешь правую руку, то в ответ твоё отражение поднимет левую. И вообще, у него всё с другой стороны. Поэтому, если бы твоё отражение вдруг ожило, то сердце у него было бы справа, а печень, наоборот, слева.
Самое удивительное, что такие «зеркальные» люди встречаются, хотя и чрезвычайно редко (один на сто миллионов!), в реальной жизни! И у нас в России есть пожилая женщина, живущая в городе Асбест, у которой все главные органы находятся не на той стороне, что у остальных людей. Наверное, она и впрямь родилась в Зазеркалье.
Во-вторых, иногда можно и вовсе не увидеть своё отражение! Те, кто верят в вам-пиров и призраков, знают про ещё одно удивительное свойство зеркала – и те и другие в нём не отражаются. Так что, если ты когда-нибудь не найдёшь своего отражения, знай – ты превратился в привидение. Однако шутки шутками, но с новым зеркалом, недавно придуманном французом Оливье Сиде, и в самом деле можно так подумать. Не знаю уж, как оно там устроено, но только люди в нём действительно не отражаются (а всё остальное – пожалуйста). Наверное, поэтому автор так и назвал его «Ghost», то есть «Призрак».
Ну и, наконец, в-третьих, самое главное! Недавно я обнаружил тех, кто в зеркале вообще меняет свой облик. Это … слова! Да, да самые обычные слова, только необычно записанные. Вот полюбуйся на эту надпись.
А теперь приставь-ка к ней сверху зеркало. Видишь, в отражении «двое» чудесным образом превратились в «трое»! Здорово, не правда ли? Посмотри ещё на одну такую зеркальную надпись, которую я для тебя приготовил.
Отражение в зеркале услужливо дописывает вторую половину известной скороговорки.
Такие удивительные надписи, меняющиеся в зеркале, называются зазеркáлами. Первые зазеркалы на русском языке появились совсем недавно, в конце 1990-х годов. Кстати, отражённое значение зазеркала можно узнать и без зеркала – достаточно про-честь надпись на просвет листа (если он не очень толстый). Именно поэтому другое его название – просвéтень.
Еще один забавный пример.
Отражаясь в зеркале, Машка превращается в «шутку». Так и кажется, что зеркало играет с нами, и ты заранее не знаешь, какую шутку оно выкинет в следующий раз.
Впрочем, иногда оно бывает печальным или принимается философствовать.
А ведь и правда, нуль – это ничто, смерть, траур… И зеркало об этом знает больше других. Недаром до сих пор существует поверье занавешивать зеркало в доме, где кто-то умер. Связано это с его способностью удваивать, повторять то, что рядом – люди боятся, что таким же образом открытое зеркало удвоит и смерть, и тогда жди беды.
А вот другой задумчивый зазеркал, к тому же еще и англо-русский.
В зеркале Love, словно оборотень, превращается в боль. Любовь, люболь…
Но не будем о грустном. Всё-таки мне больше нравится, когда зеркало улыбается. Как, например, в этом зазеркале Дмитрия Авалиани, настоящего мастера словесных фокусов.
Приставляем сверху зеркало – крибле, крабле, бумс! – и гордый вождь на коне уже, пыхтя, несёт этого самого коня на себе. Вот видишь, какая коварная штука – зеркало. Теперь ты понимаешь, почему я его стал побаиваться – ведь от него всего можно ожидать.
А иногда, когда у зеркала особенно хорошее настроение, оно начинает сочинять стихи. Например, этот забавный стишок оно дописало за меня.
Я еще только думал, что бы такое умное написать после первых двух слов (Косте пёс), а в отражении уже готовая вторая строчка (кость нёс). Так что зеркало может быть самым настоящим соавтором. Жалко, что другие писатели об этом ещё не знают.
Зеркало пугает и манит одновременно. Неудивительно, что оно всегда (а изобретено зеркало, кстати, в 1279 году Джоном Пекамом) считалось дверью в потусторонний или волшебный мир, что не раз отражалось в искусстве, достаточно вспомнить знаменитую сказку Люьиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». Однако до сих пор эта «дверь» у нас приставлялась только сверху. А ведь её можно приставлять и сбоку – в этом случае у нас будут получаться совсем другие зазеркалы, боковые.
Вот один такой шутливый зазеркал, написанный с помощью компьютера.
Приставив зеркало сбоку, можно запросто превратить вредную Полю в клопа. Но, конечно, лучшие зазеркалы получаются вручную, с помощью маркера и листа бумаги. Правда, для того чтобы придумать удачный пример, надо очень долго тренироваться. Ведь для каждой буквы нужно изобрести особое написание, чтобы в зеркале она превратилась в другую букву. А иногда две соседние буквы в отражении дают одну. Например, как в этом боковом зазеркале (Не злюсь на лень), где две последние буквы СЬ в зеркале становятся буквой Н.
Лучше всех разбирался в этих волшебных превращениях букв Дмитрий Авалиани. Посмотри, как он ловко справился со словом «обернитесь» — вместе с отражением в зеркале
оно складывается в мерцающую фразу «Обернитесь – нет ничего». Так и хочется «остановиться, оглянуться…»
В общем, с зеркалом не соскучишься, оно, как волшебная палочка в мире слов, – прикоснешься к одному, и оно тут же превратится в другое! Именно поэтому я и хочу закончить наш разговор о зеркальных надписях ещё одним примером Авалиани.
Вроде бы написано «Не слабо», а поднесешь сбоку зеркало, получится «Обалдеть». И, правда, обалдеть!
Наигравшись во всевозможные компьютерные «стрелялки» и «бродилки», ты, наверное, и представить себе не можешь, как это жили твои предки лет эдак сто или двести назад. Бедные люди! Ведь у них же не было компьютера! Во что они вообще могли играть дома? Тоска зеленая!
А вот тут ты как раз сильно ошибаешься. Наши с тобой прабабушки и прадедушки еще как умели развлекаться! В какие только игры они не играли, собираясь веселой и дружной компанией! А что оставалось делать – ведь компьютера же у них не было…
Одной из самых любимых была игра в «живые шарады». Присутствующие делились на две команды, и одна из них сначала загадывала какое-нибудь слово, составленное из нескольких других, скажем, пар-ад, стой-кость, гриф-ель, приз-рак и т.д. Затем эта команда показывала другой команде части задуманного слова, а потом и само это слово (например, пар, ад и парад ) в виде забавных немых сценок. По этой пантомиме и нужно отгадать задуманное слово.
Для того, чтобы хорошо играть в шарады надо иметь не только артистические способности, но и сообразительность, и чувство юмора. Вот почему «живые шарады» любили и взрослые и дети. В эту замечательную веселую игру с превеликим удовольствием играли Пушкин и Блок, Гоголь и Тургенев, Рахманинов и Шопен, а также многие и многие другие выдающиеся люди. А один наш известный академик-физик как-то в шутку сказал, что лучшим своим изобретением считает шараду, которую он однажды изображал с друзьями. Загадано тогда было имя знаменитого голландского ученого и писателя 16-го века Эразма Роттердамского. А изображалось это так: сначала перед зрителями появились несколько ребят и хором (разом) сказали «Э!» (то есть «Э разом», а слышится «Эразм»), а потом один из них подбежал к даме из другой команды и шутливо потер ей рот (получилось «Рот тер дамский»). Интересно, что эту же шараду загадывал в юности и знаменитый музыкант Мстислав Ростропович.
Но в шарады можно играть и в одиночку, если загаданное слово описать (сначала по частям, а затем и в целом) в кратком стихотворении. Ну, например, слово стойкость можно описать так:
Суровый оклик часового,
И то, что любят грызть собаки,
А в целом – доблесть рядового
Бойца в походе иль атаке.
А в этой старой шараде зашифровано слово борода (бор-ода):
Начало слова – лес,
Конец – стихотворенье,
А целое растет,
Хотя и не растенье.
Шарады стихотворные появились практически одновременно с живыми шарадами, в конце 17-го века века во Франции (кстати, само слово «шарада» происходит от французского charade – беседа, болтовня ), откуда попали в Россию и другие страны. Вот только в «живые шарады» сейчас, увы, играют все реже, зато стихотворные продолжают жить, украшая страницы множества газет, журналов и занимательных книг. Отгадывание (и придумывание) шарад по-прежнему одна из лучших игр со словами.
Попробуй теперь отгадать несколько моих шарад:
Рожденный ползать извивается вначале,
За ним пилот прославленный парит,
А кто меня испытывал, едва ли
Отныне по ночам спокойно спит.
Корова вам подскажет первый слог,
Смеясь, легко отыщете другой.
Ответ садится нагло на пирог
Иль чешет крылья заднею ногой.
Слог первый ты отыщешь в алфавите,
Второй средь книжек ждет тебя давно,
А целое есть в пухе и в граните,
Хотя его увидеть не дано.
Вот первый слог, он раньше жил в Иране,
Второй за ним влачился до заката,
А их союз на ручке милой пани
Переливался и сверкал когда-то.
[Ответы: 1. Уж-ас. 2. Му-ха. 3. А-том. 4. Перс-тень.]
Хотя «живые шарады» со временем становятся все менее «живыми», на смену им приходят новые разновидности шарад. Две из них – шароиды и кубраёчки – особенно любимы игроками в «Что? Где? Когда?» и ими же, похоже, придуманы.
Первые шароиды – почти твои ровесники и появились на свет совсем недавно, в 1994 году (идею и название шароидам придумал житель украинского города Харьков Павел Мартынов). В них также загадываются слова, составленные из нескольких других, но, в отличие от шарад, эти «внутренние» слова образуют некое осмысленное выражение, например: ТРУБА-ДУР, ШАР-АДА, ГОР-ДЫНЯ, КАРА-ПУЗ, ТОВАР-ИЩИ и т.д. Вся загадка заключается в одной фразе – в ней сначала описывается то самое выражение ( шар ада, гор дыня, … ), а потом и все слово целиком. Как правило, получается смешная, но и непростая одновременно, головоломка. Скажем, слово ТРУБАДУР будет зашифровано так: Духовой инструмент очень глупых женщин, или средневековый певец . Вот еще два шароида: Усатое млекопитающее теплого времени года, или зажаренный кусок мяса. (Ответ: кот-лета). Мелкий мусор древнего индейца, или частичка отбросов. (Ответ: сор-инка).
Интересно, сможешь ли ты разгадать эти шароиды: 1. Конспиративная квартира самок домашнего животного, или букашка. 2. Горный козел знаменитого комика, или двигатель. 3. Место стоянки жалящих насекомых, или мушкетер. 4. Короткое мычание древнеегипетского бога, или чепуха.
[Ответы: 1. Коз-явка. 2. Тур-бина. 3. Порт-ос. 4. Му-ра.]
Еще одни двоюродные родственники шарад, кубраёчки, тоже родились недавно, однако их изобретатель неизвестен. Как и в шароидах, в кубраечках загадываются слова, в которых спрятано какое-нибудь словосочетание, но описываются они иначе – каждое из слов-слагаемых заменяется на противоположное. Так, если мы берем, например, слово шарада (т.е. «шар ада»), то после «переворачивания» оно превратится в куб рая , — отсюда и пошло название игры. Вот по такому-то «перевернутому» выражению (некоторые из них не всегда можно найти в словарях, но пусть тебя это не смущает) и надо разгадать искомое слово. Еще несколько кубраёчков: Успех велик. (Ответ: крах-мал). Свобода глупости. (Ответ: умо-заключение).
Очень часто задание в кубраёчках задается в виде вопроса «Почему не говорят…». К примеру: Почему не говорят «куб рая»? Тогда ответ звучит так: Потому что говорят «шар-ада» . Такая словесная игра так и называется «Почему не говорят…?». Полюбуйся на другие почемунеговорилки: Почему не говорят «пёс зимы»? (Потому что говорят «Кот-лета»). Почему не говорят «пятерок рай»? (Потому что говорят «пар-ад»).
Иногда части из загаданного слова заменяются в почемунеговорилках не противоположными по смыслу (то есть антонимами), а, наоборот, близкими (то есть синонимами). Например: Почему не говорят «дубина об живот»? (Потому что говорят «кол-о-бок»). Или: Почему не говорят «грабитель севера»? (Потому что говорят «вор-юга»). А в некоторых случаях одно слово заменяют антонимом, а другое – синонимом. Как в этой почемунеговорилке: Почему не говорят «стар ишак»? (Потому что говорят «нов-осёл»).
Посмотрим, как ты отгадаешь эти кубраёчки и почемунеговорилки: 1.Одно личико. 2. Против трусости! 3. Задница долин. 4. Надкошка. 5. Почему не говорят «продай Волгу»? 6. Почему не говорят «после шашек»? 7. Почему не говорят «этот изменяет»? 8. Почему не говорят «юбка-девка»?
[Ответы: 1. Сто-рож. 2. За-мужество. 3. Гор-лица. 4. Под-мышка. 5. Потому что говорят «купи-дон». 6. Потому что говорят «до-лото». 7. Потому что говорят «та-верна». 8. Потому что говорят «рубаха-парень.]
Вот видишь, какая симпатичная троица – шароиды, кубраёчки и почемунеговорилки – выросла из старинной словесной забавы под названием «шарады». Я надеюсь, ты обязательно попробуешь придумать свои примеры. Ведь это такое удовольствие – вглядываться, вслушиваться в слова, открывая в них новые смыслы. И может быть ты, как и я, захочешь поделиться с кем-нибудь своей шарадостью от этих чудесных превращений слов…
Памяти Дмитрия Авалиани
Я с детства завидовал математикам. Как у них всё замечательно четко и ясно устроено! Дважды два всегда четыре, от перестановки слагаемых сумма не меняется и так далее.
А вот в нашей речи всё гораздо сложнее и запутаннее. Никакой тебе таблицы умножения, а от перестановки слагаемых результат очень даже меняется. Убедись сам: если, например, переставить местами буквы-слагаемые в слове КАРЕТА, то получится слово РАКЕТА. Вот если бы и на самом деле можно было, переставив детали тихоходной кареты, умчаться в космос на ракете!
Давай испытаем на перестановки другие слова:
Р О М А Ш К А А П Е Л Ь С И Н Л А Д О Ш К И
М О Ш К А Р А С П А Н И Е Л Ь Л О Ш А Д К И
Оказывается, подобных примеров в русском языке очень много, по крайней мере, несколько тысяч! Ну а такие слова, которые получаются из других перестановкой букв, называются анаграммами. Значит, например, слово «ракета» – анаграмма от слова «карета», а слово «валенки» – анаграмма от слова «великан».
Слово «анаграмма» – греческое, и это не случайно. Ведь первыми – две с лишним тысячи лет назад! – додумались переставлять буквы в словах именно древние греки. Так что первые анаграммы были на греческом языке. А теперь они известны во всех языках, где есть алфавит, а значит и буквы, которые можно перемешивать. Вот несколько таких буквомешалок (кстати, знатоки из клуба «Что? Где? Когда?» называют анаграммы буквомесами) на английском: ocean (океан) и canoe (каноэ), lemon (лимон) и melon (дыня), night (ночь) и thing (вещь), present (подарок) и serpent (змея).
Особенно здорово, когда анаграмма от какого-нибудь слова связана с ним по смыслу, а еще лучше, если оба они сплетаются в предложение. Ну, например: Русалки – красули. Кобра робка. Малина манила. Демон моден. Ужимка мужика. Салон слона. Ав-тодорога дороговата. Замечательную по красоте и сложности анаграмму – дивносинее сновидение, – придуманную королём словесных игр, московским поэтом Дмитрием Авалиани, я даже поставил в заглавие. А вот еще одна его чудесная анаграмма – Увиденное дуновение. Будто и впрямь видишь, как буквы одного слова, словно листья под лёгким дуновением ветра, складываются в новый причудливый узор…
Из таких анаграммных пар можно складывать более длинные фразы и даже це-лые стихотворения. Посмотри, как это делают Авалиани и другие авторы:
Пушкина слово – волос, пушинка. (Д. Авалиани)
Вижу зверей – живу резвей. (Д. Авалиани)
Отбрось робость! (И. Мейлицев)
Отбил нутро. Трону – болит. (И. Мейлицев)
Город Москва дорог квасом. (О. Федина)
Однако вовсе не обязательно, чтобы в анаграммных предложениях каждое слово было анаграммой от другого. Можно пытаться составлять такие фразы, в которых, например, правая половина была анаграммой от левой половины. Или, чтобы вторая строка (если фраза записана в две строки) – была анаграммой от первой.
Один такой пример, сам того не ведая, ты знаешь с самого детства – это скороговорка:
На дворе трава –
на траве дрова.
Можешь проверить – вторая строчка состоит в точности из тех же букв, что и первая.
Еще один подобный пример Дмитрия Авалиани
С мая весной
сам я не свой.
А в этой забавной фразе того же автора правая ее половина (т.е. «пожуй салат») является анаграммой от левой (т.е. «пожалуйста»):
Пожалуйста, пожуй салат!
Оригинальную анаграмму придумал один американец:
eleven + two = twelve + one.
Оказывается, на английском равенство 11+2=12+1 верно даже если его записать словами – «сумма» букв слева и справа одинакова!
Ну а эту анаграмму ты наверняка видел в книжке «Гарри Поттер и тайная комната». Помнишь: «Он достал из кармана волшебную палочку и стал чертить ею в воздухе, написав три мерцающих слова: Том Нарволо Реддл. Затем взмахнул палочкой, и буквы его имени сами собой перестроились в другом порядке: лорд Волан-де-Морт».
Писатели вообще очень любят анаграммы. Одни для того, чтобы что-нибудь зашифровать (как в «Гарри Поттере»), другие – чтобы придумать себе псевдоним из букв своего настоящего имени. Именно так, с помощью анаграммы, «появился» на свет Льюис Кэрролл – знаменитый автор «Алисы в стране чудес».
Но иногда анаграммы от имен используют для других целей. Во все времена были любители переставлять буквы в именах великих, чтобы узнать тайну их владельцев. Придворные поэты составляли хвалебные анаграммы из имен королей. Богословы строи-ли анаграммы от имени Бога, что постичь его сущность. А кто-то с помощью анаграмм выяснял отношения. Так французский поэт Андре Бретон поссорился с легендарным художником Сальвадором Дали, после того, как придумал анаграмму
Salvador Dali – avida dollars,
т.е. «Сальвадор Дали – жаждущий долларов».
Загадка, спрятанная в анаграмме, всегда привлекала любителей головоломок. Они придумали много разных игр и задачек на перемешивание букв, среди которых есть даже анаграммные кроссворды. Но я хочу рассказать только об одной из них, игре «в бирюльки». Задаются два слова, из букв которых надо «сложить» одно новое слово. Например: чудак + вино = одуванчик или краса дам = маскарад. Так что и в словах есть своя таблица сложения! Попробуй сам разгадать несколько «бирюлек»:
кот + лес = ?
треть + ад = ?
иней + лак = ?
мел + каска = ?
сто градусов = ?
три ответа = ?
Находить анаграммы не так-то просто, недаром кто-то однажды сказал:
Не на тонны, а на граммы
Измеряют анаграммы.
Но зато такие находки приоткрывают нам волшебную дверцу в загадочный мир слов, каждое из которых – тайна. А что может быть лучше разгадывания тайн!
Недавно один знакомый поэт пригласил меня на свой творческий вечер.
– Серёжа, – обратился он ко мне перед своим выступлением, – не могли бы вы открыть вечер и сказать буквально пять слов. Я согласился, вышел на сцену и сказал: «Меня просили сказать пять слов». После этого, довольный собой – ещё бы, в моем выступлении было ровно пять слов! – я собрался было вернуться на место. Однако, оглядев зал, понял, что зрители не оценили моей шутки. Пришлось говорить дальше.
А жаль! Ведь сказанная мной фраза была не простой, а самоописывающей. Судя по названию, так называются фразы, которые сами себя описывают (только не подумайте ничего плохого), то есть рассказывают не о ком-нибудь, а о себе. Вот, скажем, название этой заметки – в нём действительно 17 буковок. Значит, это тоже самоописывающая фраза! А можно и по-другому: ДЕСЯТЬ БУКВ . Или так (можешь проверить): ДЫК, ПОСЛЕДНЯЯ-ТО БУКОВКА ТРИДЦАТАЯ! Или даже так: В ЭТОЙ ДУРАЦКОЙ ФРАЗЕ СОРОК БУКОВОК И ОДНА ТОЧКА.
Но все эти мои примеры – только цветочки! Посмотри, какого самоописывающего монстра придумал неизвестный мне (и очень трудолюбивый) автор: В этой фразе двенадцать В, две Э, семнадцать Т, три О, две Й, две Ф, семь Р, четырнадцать А, две З, двенадцать Е, шестнадцать Д, семь Н, семь Ц, тринадцать Ь, восемь С, шесть М, пять И, две Ч, две Ы, три Я, три Ш, две П. Правда, проверять почему-то не хочется.
Однако самоописывающими (или самоописываемыми) могут быть даже отдельные слова. Полюбуйся:
ДВАДЦАТИОДНОБУКВЕННОЕ!
В этом замечательном «длинношеем» слове и впрямь 21 буква. Но его можно вытянуть ещё длиннее:
ДВАДЦАТИЧЕТЫРЕХБУКВЕННОЕ
И это не предел (попробуй придумать какое-нибудь свое самоописывающее словечище). А поэт Герман Лукомников наоборот, отыскал маленькое словечко, разговаривающее само с собой: ОДИННАДЦАТЬ. Он же однажды написал забавное стихотворение (скорее, стиховытворение), в котором строчки, как на перекличке, говорят о себе:
«я на самом на верху»
«я почти что наверху»
«я чуть выше серединки»
«я как раз посерединке»
«я чуть ниже серединки»
«ну а я почти внизу»
«а вот я совсем внизу»
Так и хочется пожалеть несчастную последнюю строчку…
Кстати, помнишь, в одном из прошлых выпусков «Словарёва» мы говорили о палиндромах – так называются фразы, одинаково читаемые в обе стороны. Оказывается, палиндромы тоже могут быть самоописывающими! По крайней мере, именно такой, полурусский-полуанглийский, пример придумал автор, укрывшийся под псевдонимом Willich:
LONDON – 2 «N», odno «L».
А ведь действительно, в слове Лондон две буквы «н» и одна «л», так что можно и по-русски: ЛОНДОН – 2«Н», одно «Л» . Да ещё и справа налево эта фраза читается так же. Здорово!
А ещё мы недавно говорили о разнобуквицах, то есть фразах, в которых ни одна буква не повторяется. Попробуем создать другого мутанта – самоописывающую разнобуквицу:
ЭЙ, ПОГЛЯДИ – 19 РАЗНЫХ БУКВ!
Здесь, как говорится, комментарии излишни – фраза сама всё о себе рассказывает. Вот бы научиться писать такие сочинения в школе, чтобы каждое предложение заодно ещё и объясняло, по каким правилам оно написано, почему в нём стоят запятые и так далее. Учительница, наверное, от восхищения в обморок упадет… Тут уж вся надежда на тебя – попробуй, может быть, получится.
Не знаю как другим, а мне всегда нравились всяческие гибриды. Так называются диковинные существа, полученные скрещиванием совершенно необычных, неестественных «родителей». Поэтому я так люблю читать истории про диких и необузданных кентавров (полулюдей-полуконей), кровожадного Минотавра (получеловека-полубыка), зловредных гарпий и сладкоголосых сирен (полудев-полуптиц)…
Но еще больше мне нравятся гибриды словесные. Придумывать их можно разными способами. Можно «склеивать» разные слова, получая новые, а можно конструировать оригинальные стихотворения из классических строчек. Но, наверное, самое интересное – смешивать всем известные фразы (чаще всего берутся пословицы или поговорки) так, чтобы получилось что-нибудь смешное и неожиданное, а иногда и поучительное.
Вот, например, берем две пословицы: Не плюй в колодец – пригодится воды напиться и Слово не воробей – вылетит, не поймаешь . Теперь соединяем вместе их половинки и получаем забавный совет: Не плюй в колодец – вылетит, не поймаешь . Иногда от одной фразы берут половинку, а другую используют целиком. Именно так устроено следующее полезное наблюдение: Чем дальше в лес, тем своя рубашка ближе к телу («Чем дальше в лес, тем больше дров» + «Своя рубашка ближе к телу»). А этих «кентавров» я «вырастил» специально для тебя – попробуй догадаться, из чего они составлены:
Баба с возу недалеко падает.
Сытое брюхо и кошке приятно.
От трудов праведных дитя без глаза.
У семи нянек кобыле легче.
Пуганая ворона страшнее пистолета.
Смотришь в книгу – ума не надо.
В гостях хорошо, коли делать нечего.
По одежке встречают, коли рожа крива.
Пришла беда – полезай в кузов.
На чужой каравай отворяй ворота.
Но вовсе не обязательно смешивать только пословицы и поговорки. Не менее интересно готовить «винегрет» из названий, скажем, знаменитых картин. Так, например, как это сделал поэт Михаил Векслер, вспомнив картины Саврасова «Грачи прилетели» и Репина «Не ждали». В результате получилось «экологическое одностишие»: Грачи прилетели… Не ждали. А я, посетив Третьяковскую галерею, понял, наконец, причину отцовского гнева Ивана Грозного: Иван Грозный убивает своего сына: опять двойка.. . (имеются в виду картины Репина и Решетникова).
В заключение еще несколько «мутантов» из Третьяковки:
Явление Христа народу – не ждали . (Картины Иванова и Репина)
Девушка с персиком у омута . (Серов + Левитан)
Купание красного коня в голубом просторе . (Петров-Водкин + Рылов)
Неравный брак княжны Таракановой . (Пукирев + Флавицкий)
На этом «гибридные» возможности в литературе не исчерпываются. Можно ведь перемешивать названия популярных книг, мультфильмов и так далее. Надеюсь, ты обязательно попробуешь!
Как ты думаешь, что такое гололедица ? Слой льда на земле после оттепели или дождя? Ну это слишком скучное (хотя и правильное) определение. Мне больше нравится другое объяснение: гололедица – это женская баня для аристократок в Англии. И правда, из самого звучания этого слова ясно, что речь идет о голых леди. Теперь уже понятно, что головотяп – это на самом деле палач, курятник – место для курения, а изверг – действующий (извергающийся) вулкан.
А что, это неплохая игра – вслушиваться в слова и давать им новые, неожиданные и смешные их определения. Придумал ее лет тридцать назад молодой филолог Аркадий Спичка. С его легкой руки эта словесная забава прижилась на 16-й странице тогдашней «Литературной газеты», а потом уже проникла и в другие издания. Всем сразу понравилось переиначивать привычные слова, давая им совсем не те объяснения, что даются в толковых словарях. Именно поэтому в газете «Московский комсомолец» раздел с такими необычными определениями давно знакомых слов назвали «Бестолковый словарь». Посмотри как весело играют в слова «бестолковые» объясняльщики из «Литературки» и «МК»:
баранка – овца;
буханка – Анка упала;
привратник – любитель приврать;
самокрутка – вечный двигатель;
неряха – тонкое, одухотворенное лицо;
заморыш – совершивший кругосветное путешествие;
свинец – самец свиньи;
стриж – парикмахер;
попадья – женщина-снайпер;
неудачник – человек, не имеющий дачи;
четвертовать – выставлять оценки за четверть.
Конечно, не все слова так здорово перевираются. Зато с некоторыми это можно проделывать даже разными способами. Например, для одного шутника парилка – это дельтаплан (он же парит в небе), а для другого – место, где заключаются пари. Или, скажем, кому-то покажется, что подлокотник – это галантный кавалер (ведет дам под локоток), а другому, очень не любящему животных, что это шкодливый кот.
Когда-то и меня так увлекло это радостное переиначивание, переодевание слов, что я придумал штук двести таких «бестолковых» объяснений. Некоторыми из них мне не терпится с тобой поделиться: портянка – работница порта; тушканчик – юный пожарник; безделушка – женщина-лентяйка; окурок – цыпленок; интернет – международная акция протеста; раскладушка – любительница пасьянсов; сморчок – человек, страдающий насморком; огрызок – строптивый человек; обломок – человек, ушибленный ломом; недотрога – раскаленный утюг; козявка – маленькая коза; кукиш – самец кукушки; букашка – маленькая книга (почти на англ.); сыроежка – любительница сыра и т.д.
В общем, стоит только увлечься этой игрой, и она уже тебя не отпустит. И тогда ты
поймешь, как много самых разных слов ждут не дождутся, когда ты наконец увидишь, как они лукаво подмигивают тебе, и разукрасишь их новыми значениями. Ну а для начала попробуй объяснить – но по-нашему, весело и необычно – такие словечки: застенок, весельчак, лягушка, сиделка, горилка, ползунки, тычинка, челобитье, селезенка, лодырь.
Для любителя словесных игр каждое слово – это удивительная шкатулка с чудесами. Надо только внимательней приглядеться к нему, и его тайны раскроются…
Ну, вот, например, слово РАЗГИЛЬДЯЙСТВО. Казалось бы, что в нем может быть интересного? Ан, нет! Оказывается, в этом слове все буквы разные (а это в длинных словах бывает крайне редко). Правда, чтобы заметить этот факт, надо быть совсем не разгильдяем.
Такие вот слова, в которых ни одна буква не повторяется, называются разнобуквицами. Найти достаточно длинное (больше десяти букв) слово-разнобуквицу очень и очень непросто. Например, в слове разгильдяйство 14 различных букв, и это одна из самых длинных разнобуквиц. Еще одна 14-буквица: ЗВУКОСНИМАТЕЛЬ (есть такое устройство в проигрывателях грампластинок). Но это не предел – с помощью компьютера удалось найти несколько пятнадцатибуквенных примеров: ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИК, ЧЕТЫРЁХДЮЙМОВКА, ЧЕТЫРЁХПОЛЮСНИК, ЭНЕРГОПУЛЬСАЦИЯ. Впрочем, на большее компьютер не хватило. Зато люди, участники конкурсов разнобуквиц, организованных мною на страницах газет «Комсомольская правда» и «Кроссвордмастер», сумели посрамить умную машину и нашли сразу пять 16-буквенных примеров: ЗАБУЛДЫЖНИЧЕСТВО, ПРИГЛЯДЫВАЕМОСТЬ, ЗАМУХРЫШНИЧЕСТВО, ПРИХЛЁБЫВАЕМОСТЬ и ГРИМОВЫПУСКАТЕЛЬ (т.е. завод по выпуску грима). Можешь проверить, все буковки в этих диковинных словах встречаются ровно один раз, так что никакой из них не обидно. Правда, мне не удалось отыскать эти слова в «Орфографическом словаре», так что, скорее всего, эти «милые» словечки придуманы читателями. Но выглядят они вполне естественно и понятны без объяснений. Но и 16 букв – не рекорд. Один умелец придумал разнобуквицу из 17 букв, а другой – аж из 19! Вот эти два словесных монстра: ЗРЯЧЕНЮХОСЛЫШАЩИЙ и ГРЁЗОБЛАЖЕНСТВУЮЩИЙ.
Но что там слова из разных букв! Можно придумывать фразы-разнобуквицы, что гораздо интереснее. Одна из них давно известна в фольклоре: МЫ – УЖАС, ЛЕТЯЩИЙ НОЧЬЮ! В ней 18 букв. А вот более длинные примеры других разнобукеров:
* * *
ЭХ, ВСЁ ЧУШЬ И БЫЛО НЕ РАЗ! (19 букв, М. Андриянова)
* * *
ЭЙ, ПОГЛЯДИ – 19 РАЗНЫХ БУКВ! (19 букв, как и было объявлено, С.Федин)
* * *
ЭХ, УЗНАТЬ БЫ, ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЁМ! (22 буквы, А. Рисс)
* * *
ВСЮ ЖИЗНЬ Я РЫБУ ЕЛ – ЭТО КАЙФ! (22 буквы, Е. Сопов)
* * *
ЭХ, БЫТЬ СЕГОДНЯ ЁЖИКУ В РАЮ! (22 буквы, Н. Виденкина)
Если ты считаешь, что придумывание таких фраз всего лишь забава, то ты сильно заблуждаешься. Именно такие предложения, все (или почти все) буквы в которых различны, используются для проверки работы принтеров, а также для демонстрации различных шрифтов. Ведь во всех этих случаях важно проверить, как пишутся или печатаются те или иные буквы. Весь алфавит писать скучно, вот и применяют фразы-разнобуквицы – так и веселее и удобнее. Одна из самых известных проверочных фраз в заголовке этой заметки – в ней 24 буквы. Иногда используют другую почти-разнобуквицу: СЪЕШЬ ЕЩЁ ЭТИХ МЯГКИХ ФРАНЦУЗСКИХ БУЛОК ДА ВЫПЕЙ ЧАЮ. В ней замурован практически весь русский алфавит (кроме буквы «Ж»), но, увы, некоторые буквы повторяются.
Но все-таки интереснее, когда ни одна буква не встречается дважды. Вот уж почти-полностью-алфавитные разнобуквицы:
* * *
УГРЮМЫЙ ЁЖ ПОДНЯЛ В ЧАЩЕ КИСТЬ. (25 букв, С. Федорова)
* * *
ЭЙ, ХУДОЖНИК, ЗРЯ ТЫ ВСЁ МАЛЮЕШЬ! (25 букв, Л. Пронькина)
* * *
ЖУТКО МРАЧЕН БЬЮЩИЙ ВЗГЛЯД ЭФЫ. (26 букв, А. Кузнецов)
Следующие две поэтические разнобуквицы попали даже на телевидение:
* * *
Я – ЦВЕТОЧНЫЙ ЭЛЬФ ДАМСКИХ ГРЁЗ. (25 букв, В. Густяев)
* * *
КАЖДЫЙ ПОЭТ МЁРЗ, ЛЮБЯ ЧУШЬ И СНЕГ. (27 букв, О. Федина)
Их предложили знатокам «Что? Где? Когда?» без объяснений – сказано было лишь, что эти фразы победили на каком-то конкурсе. Надо было за минуту догадаться, что это был за конкурс. И умудренные знатоки, увы, проиграли. Жаль, что тебя не было на этой передаче, ты бы сразу сообразил, что это был за конкурс.
Однако продолжим парад разнобуквиц, тем более, что «на помост выходят» супер-чемпионы:
* * *
CЭМ! В ДЖУНГЛЯХ ЧАЙ ПЬЮТ БЕЗ КОРИЦЫ. (28 букв, Р. Кадыров)
* * *
ЭХ! ОБРЮЗГШИЙ ПЬЯНЧУЖКА СМЁЛ ЦВЕТЫ. (29 букв, А. Новиков)
* * *
ЭЙ! ЦЫПЛЁНОК, ХУДЮЩ, САМ БЕЖИТ В ГРЯЗЬ. (29 букв, А. Кудрявцева)
* * *
ЭЙ, ФОКС! В ДЖУНГЛЯХ ШПИЦ, РЫЧА, БЬЁТ ЗМЕЮ. (31 буква, Л. Абрамов)
* * *
ХМ, К ВЪЕЗДУ ШЁЛ ЮНЫЙ ГРАЧ, БОЯСЬ ЭФ, ПТИЦ. (31 буква, С. Ф.) * * *
ДРУГ МОЙ ЭЛЬФ! ЯШКЕ Б СВЁЗ ПТИЦ ЮЖНЫХ ЧАЩ! (32 буквы, А. Воронцов)
Может быть, некоторые из этих примеров покажутся тебе не слишком изысканными, но попробуй втиснуть почти весь алфавит в одну фразу – тогда они покажутся тебе шедеврами. Ну и наконец, абсолютные победители – в каждой следующей фразе содержатся все 33 буквы нашего алфавита!
* * *
ЭКС-ГРАФ! ПЛЮШ ИЗЪЯТ. БЬЁМ ЧУЖДЫЙ ЦЕН ХВОЩ. ( В. Кибирев)
* * *
ШЕФ ВЗЪЯРЁН ТЧК ЩИПЦЫ С ЭХОМ ГУДБАЙ ЖЮЛЬ (Это прямо текст какой-то грозной телеграммы, В. Либо)
* * *
ЛЮБЯ, СЪЕШЬ ЩИПЦЫ, – ВЗДОХНЁТ МЭР, – КАЙФ ЖГУЧ. ( А. Ханян)
Но мне – только не смейся и не крути пальцем у виска – удалось «соорудить» разнобуквицу из 34 букв. Не веришь – проверь: Я ПИСАЛ БУКВЫ: Г, Д, Е, Ё, Ж, З, Й, М, Н, О, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ь, Ъ, Э, Ю, F… Здесь действительно 34 разных буквы, включая весь русский алфавит и вдобавок английскую букву F (никто ведь не говорил, что все буквы должны быть русскими). Добавляя другие буквы всевозможных (в том числе – несуществующих) алфавитов, можно получать сколь угодно длинные разнобуквицы. Но это, конечно, шутка. А вот то, что я придумал разнобуквицу из (только не падай в обморок!) 35 букв, и все буквы в ней русские, – это чистая правда. Вот этот перл:
Если приглядишься, то увидишь, что все используемые в ней буквы «а» – разные (отличаются или высотой или написанием). Ну что, здорово я тебя разыграл! Теперь ход за тобой. Попробуй придумать что-нибудь получше!
Держу пари, что ты не раз слышал этот забавный стишок:
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Чертили чрезвычайно чисто!
Буква ч, с которой начинаются все слова в этих трех строчках, превращает весь стих в этакий маленький веселый пыхтящий паровозик – чу-чу-чу, чу-чу-чу, чу-чу-чу…
А в этом задумчивом стихотворении Льва Яковлева все слова открывает уже буква У, такая же длинная и тянущаяся (У-у-у…), как и ненасытный «герой», о котором идет речь:
Устал удав –
уснул, устав.
Прямо не по себе становится, как подумаешь, от чего это собственно устал удав. Ужас!..
Вот видишь, как много может всего только одна буква, особенно если она стоит в начале слов! Оказывается, такого рода стихи, рассказы или просто предложения «на одну букву» давно известны в литературе и называются тавтограммами , что в переводе с греческого означает «тежебуквицы».
Первые, довольно робкие, тавтограммы были придуманы две с лишним тысячи лет назад, а уже через несколько столетий появились даже поэмы на одну букву. Например, в 1530 году некий монах написал грандиозную поэму «Pugna porcorum» (т.е. «Битва свиней»), все слова в которой, как и в названии, начинались на латинскую букву p. Ну а в русском языке буква п – наверное, самая любимая у мастеров тавтограммы. Именно она используется в древней тавтограмме «Петр Петрович»:
Петр Петрович пошел погулять,
Поймал попугая – понес продавать.
Просил полтину – получил половину.
А вот начало целого рассказа (я нашел его в журнале «Абажур») на букву п , придуманного таким же школьником, как и ты:
ПЕЛЬМЕННЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
Простоватый Петя, повар «Пельменной», приготовил пухлые, приятно пахнущие пельмени. Подле пасся подхалимный пес Полкан, постоянно прося подачки.
Прижимистый Петя положил псу пять пельменей, переживая. Петя понимал: пельмени подлежат подаче посетителям «Пельменной».
Пес Полкан проглотил пельмени, повизгивая, потом подождал, поворчал, показал Пете пустую плошку, пустую пасть, пытаясь понять, почему Петя перестал подкидывать пельмени.
Петя прикрикнул: «Подлиза! Подлец! Поди прочь! П-п-п-шел!»
Погрустневший Полкан понял, попятился, притаился, потом прилег под перекладиной посудной полки…
Впрочем, писать тавтограммы «на п» не так уж и сложно, ведь слов на эту букву больше всего. Гораздо интереснее придумать что-нибудь эдакое с другим началом. Вот, например, грустная тавтограмма на подпрыгивающую, «буратинную» букву б:
Больной беззубый Буратино
Бродил, бедняга, без ботинок…
Кстати, еще одну тавтограмму на эту букву ты, сам того не ведая, знаешь как пословицу:
Береженого бог бережет!
Ну а в этой «звериной» тавтограмме А. Кондратова буква з только усиливает «нечеловеческое» звучанье зоопарка:
ЗОО-ЗВУКИ
Зубр заревел.
Заливается зяблик.
Зебра заржала.
А почему, собственно, первая буква в словах должна быть одинакова, подумал я, прочитав эти и многие другие тавтограммы. Последние буквы ничуть не хуже! И тут же мне пришла в голову строчка, в которой все слова кончаются на букву и:
Хиппи и панки ломали танки
А поэт Герман Лукомников, прочитав эту концевую тавтограмму, решил примирить первые и последние буквы слов и придумал начально-концевую тавтограмму, в которой все слова начинаются на букву с, а кончаются на букву о (другая его строчка такого рода в заголовке этой заметки):
слово сломало стекло
Но что там одна и та же буква в начале или конце слов! Есть, оказывается, тавтограммные «монстры», в каждом слове которых повторяются уже три или даже четыре буквы! Например, такая тройная супертавтограмма:
Стремительные странницы стрекозы…
В общем, стоит только увлечься тавтограммами, и они уже тебя не отпустят. Попробуй сам! А для начала продолжи «жуткий» рассказ про Винни-Пуха:
Винни-Пух вышел в восемь вечера. В воздухе веяло весенней вкуснятиной. Вдруг Винни вздрогнул. Возле…
Ты, конечно, помнишь, как чересчур строгая кукла Мальвина из знаменитой сказки Алексея Толстого «Золотой ключик…» учила Буратино:
«У Вас нет никаких способностей к математике, – с огорчением сказала девочка. – Займёмся диктантом, – она подняла к потолку хорошенькие глазки. – Пишите: «А роза упала на лапу Азора». Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот».
Кто из нас не сочувствовал в этот момент несчастному Буратино, которого разные вредные девчонки отвлекали всякой писаниной от более важных дел. Но, с другой стороны, если бы нам с вами в первом классе почаще предлагали подобные диктанты, то мы, быть может, больше любили бы изучать Слово и всё с ним связанное. Ведь эта фраза – А роза упала на лапу Азора – придуманная в прошлом веке известным поэтом Афанасием Фетом, и в самом деле волшебная. Если прочитать её в обратном направлении, т.е. с конца, то получится то же самое.
Такие удивительные слова или предложения, которые одинаково читаются в обе стороны, называются палиндромами (это греческое слово означает «бегущий назад», «возвращающийся»), или перевёртышами .
Палиндромы были известны уже древним грекам, а от них это увлечение переняли римляне, считавшие обратимые тексты магическими. Один из них (пожалуй, это самый известный из латинских палиндромов) они даже приписывали Сатане: Signa te signa, temere me tangis et angis Roma tibi subito motibus ibit amor (т.е. Крестись, Рим, крестись, того не зная, ты затрагиваешь меня и давишь, и своими жестами вдруг призываешь к себе любовь).
Но нам, конечно, интереснее всего палиндромы на русском языке. Начнем со слов-перевёртышей. В русском языке их достаточно много: топот, казак, наган, шалаш, потоп, заказ, нежен и так далее. Самое длинное из них – наворован . А сколько можно найти «переворачивающихся» имен и даже фамилий! Вот лишь несколько примеров: имена – Анна, Тит, Отто, Алла, Боб; фамилии – Водородов, Аникина, Нилин.
А теперь перейдём к палиндромным фразам. Эти забавные палиндромы давно уже стали фольклорными:
1. ЛАПОТЬ ТОПАЛ. 2. МЫЛО – ГОЛЫМ! 3. Я ЕМ ЗМЕЯ! 4. Я НЕ СТАР, БРАТ СЕНЯ! 5. О, НИНА И ПИАНИНО! 6. ЛЁША НА ПОЛКЕ КЛОПА НАШЁЛ.
7. МОЛОКО ДЕЛИЛИ ЛЕДОКОЛОМ. 8. ЛИЛИПУТ СОМА НА МОСТУ ПИЛИЛ. 9. МОКНЕТ ОКСАНА С КОТЕНКОМ. 10. Я ЕЛ МЯСО ЛОСЯ, МЛЕЯ. 11. ТУШИ РАНО ФОНАРИ, ШУТ! 12. ИШАКУ КАЗАК СЕНО НЕС, КАЗАКУ КАШИ. 13. ТОРТ И БАНАНЫ, СУП. У СЫНА НАБИТ РОТ. 14. НАЖАЛ КАБАН НА БАКЛАЖАН. 15. ЛЕЗУ НА САНУЗЕЛ.
Но палиндрому доступны не только шутки. Известно немало вполне поэтических фраз, одинаково читаемых в обе стороны: 1. Муза, ранясь шилом опыта, ты помолишься на разум. (Д. Авалиани; он же автор заголовка этой заметки) 2. Тут чудаки цикаду чтут . (Д. Авалиани) 3. Мир озарим и разорим! (В. Гершуни) 4. Но ты тонка как ноты тон… (Н. Ладыгин) 5. Я пел, сияя и слепя… (А. Ханмагомедов) 6. Молебен о коне белом. (И. Фоняков) 7. Лег на храм, и дивен и невидим, архангел. (Фольклор) 8. Нам богом быть ты б мог, обман! (Б. Гольдштейн) 9. Утро поползло по порту… (В. Рябинин)
Из подобных палиндромных строчек можно составлять целые рассказы и даже стихотворения. При этом каждая строка в них читается в обе стороны одинаково. Проще всего, конечно, придумывать однострочные или двустрочные палиндромы.
Этот палиндромный разговор вполне мог произойти между мужем и женой:
– ТЫ СЫТ?
– А ТЫ СЫТА?
А этот перевертыш я придумал, опять вспомнив про Буратино и его приключения:
КАРАБАСА-БАРАБАСА БАРАК
МАЛ КУКЛАМ.
Но можно придумывать и более сложные произведения – есть уже палиндромные пьесы, рассказы и даже поэмы. Однако мне больше нравятся именно короткие стихотворения, такие как, например, эти:
1.
Я стёрт.
Кот около
О локоток трётся.
(Б. Гринберг)
2. Я не моден – тут не до меня.
Тут чудом моду чтут,
а моден я не дома…
(Г. Лукомников)
3. Режу фигурки –
конус и рыбка,
как бы рисунок –
и круг и фужер.
(Д. Авалиани)
Придумать даже такие короткие тексты очень и очень непросто. Зато какое удовольствие! Неудивительно, что в каждой стране есть множество чудаков, с утра до ночи ищущих симметричные перлы в «тоннах словесной руды». Быть может, одним из них станешь и ты…
Вот было бы здорово изобрести вечный двигатель! Включишь его, а он никогда не останавливается. Правда, ученые говорят, что такой двигатель, который можно потрогать руками, создать невозможно. Зато поэты такой вечный двигатель придумали давно. Это – бесконечные стихотворения. Начнешь читать такое стихотворение, а оно не кончается, потому что всё время возвращается к своему началу. Одно из них ты наверняка знаешь:
У попа была собака,
Он её любил.
Она съела кусок мяса –
Он её убил.
И в землю закопал, И надпись написал:
«У попа была собака,
Он её любил…»
Вот ещё один старинный пример, на этот раз про ворону, которая с тех самых старинных пор никак не высохнет:
Шёл я как-то через мост –
Глядь, ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост –
Пусть ворона мокнет.
Снова шёл я через мост –
Глядь, ворона мокнет.
Снова взял её за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона сохнет.
И так далее…
Бесконечные стихотворения любят и дети, и взрослые. Не удивительно, что они запоминаются почти сразу и на всю жизнь. Мне, например, очень нравится «тошнотворная» песенка Михаила Яснова из мультфильма про чучело-мяучело:
Чучело-мяучело
на трубе сидело,
Чучело-мяучело
Песенку запело.
Чучело-мяучело
с пастью красной-красной –
всех оно замучило
песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела
горестно и тошно,
потому что песенка
у него про то, что:
Чучело-мяучело
на трубе сидело…
Когда надоест или силы кончатся, эту песенку можно закончить словами: «Чучело-мяучело, ты меня замучило!» Зато другая бесконечная песенка, эфиопская, закончится при исполнении сама собой, потому что её надо петь всё быстрее и быстрее. По моим наблюдениям где-то к третьему-четвертому кругу даже самые шустрые певцы выдыхаются. Так что это самое «короткое» бесконечное стихотворение:
А мы – э, а мы – э, а мы – эфиопы,
Мы в А, мы в А, мы в Африке живём.
Мы за, мы за, за прочный мир в Европе
И пе, и пе, и песенку поём:
«А мы – э, а мы – э, а мы – эфиопы…»
Но, конечно, «бесконечными» могут быть не только стихи. Прочитай, к примеру, вот эту смешную украинскую небылицу, которой больше ста лет:
Взлетела сорока на дерево, видит, что выбрался рак из воды и на дерево лезет. Лезет и лезет, лезет и лезет, а сорока смотрит и смотрит, смотрит и смотрит, а рак лезет и лезет. Вот лезет он, лезет, лезет, а сорока смотрит и смотрит. Вот смотрит она, смотрит и смотрит, а рак всё лезет и лезет. Лезет он, лезет и лезет… и т.д.»
И все-таки самые интересные «вечные двигатели» получаются у поэтов. Вот какой «кусающий себя за хвост» стишок придумал не так давно один из них, Герман Лукомников:
ла.
Не надо
Звать врача.
Начинай
читать
снача-
Закончить разговор про эти чудесные бесконечные стихотворения я хочу самой «сладкой», никогда не кончающейся историей, придуманной поэтом Игорем Жуковым:
Голодный чёрт
Купил себе торт,
В пять минут съел –
Очень растолстел.
Растолстел, ай-ай!
Не влез в трамвай.
Ни грудью, ни бочком –
Пошёл пешком.
До дома добрался –
Опять проголодался…
(Начинай сначала).
А может быть, тебе удастся придумать своё бесконечное стихотворение? Тогда не забудь прислать его нам.
Представь на минутку белоснежную чайку, легким комочком опустившуюся на морскую волну и качающуюся на ней вверх-вниз, вверх-вниз… Так и хочется сказать волне: «Качай… Качай… Качайкачай-ка…»
Постой, постой! Ты заметил, что слово качай при повторении са-мо собой переходит в слово чайка? Вот здорово!
Может быть, можно найти другие похожие примеры? Конечно можно! Попробуй, к примеру, повторять слово мышка:
МЫШКАмышкамышКАМЫШкамыш…
Раз, и мышка «спряталась» в камыш! А теперь давай будем повто-рять слово банка:
БАНКАбанкабанКАБАНкабан…
Видишь, банка чудесным образом превратилась в кабана! И таких хитрых слов, которые при повторении их вслух превращаются в другие слова, известно не так уж и мало. Именно про них поэт В. Шибаев как-то сказал:
Есть волшебные слова –
Скажешь слово, слышишь два.
Ну а называются эти волшебные слова кругозвучиями.
Но, конечно, интереснее всего, когда новое слово, возникающее при повторении кругозвучия как-то с ним связано по смыслу. Вот послушай, какие замечательные примеры кругозвучий придумал уже знакомый тебе Дмитрий Авалиани:
ПСУпсупсупСУПсуп…
ПЯТКИпяткипятКИПЯТ
ГОВОРЮговорюговорюгоВОРЮГАворюга…
ЛАКОМКУлакомкулакомкулакомКУЛАКОМкулаком…
А другой замечательный поэт Всеволод Некрасов построил на примере одной только пары слов-кругозвучий целое стихотворение:
Стихи про какие-нибудь нити
Нить и нить,
И нить, и нить,
И нити, нити, нити, нити,
нити-нити-нити-нити-
Нити-нити
Не тяните.
Обрати внимание, в этом примере слово — кругозвучие нити превращается в целых два слова не тяните. А бывает и наоборот – два или даже три слова переходят в одно или два других слова. Посмотри на подобные кругозвучия, которые я придумал совсем недавно:
А У НАСаунасаунасаунаСАУНАсауна…
СУДАРЫНЕсударынесударыНЕСУ ДАРЫнесудары…
В СКВЕРЕскверескВЕРЕСКвереск
Иногда с помощью одних только кругозвучий можно даже вести разговор. Не веришь? Пожалуйста! Помнишь, какая жуткая жара была этим летом? Всё вокруг буквально плавилось. Так вот, встречаю я Дмитрия Авалиани, а он мне и говорит этак хитро:
– Я ЛЕТОМлетомлетомлетОМЛЕТ.
Я, конечно, согласился, а потом вспомнил свои, прямо противо-положные, ощущения в конце осени и отвечаю в том же духе:
– ЗАТО В НОЯБРЕвноябревноябревноЯ БРЕВНО!
Теперь ты видишь, какая это интересная игра – придумывать кругозвучия. Надеемся, тебе удастся найти свои примеры? Тогда обязательно поделись ими с нами и пришли в редакцию.